39 лет первому полету Ту-160

Другие статьи

На портале «специальный проект Русское Оружие» напомнили о данном событии и рассказали о том, как всей страной запускали бомбардировщик в небо.

Поднять в небо огромную машину доверили летчику-испытателю Борису Веремей. Но как вспоминают очевидцы, в тот день Ту-160 не должен был оторваться от земли. Командование ВВС СССР и представители завода изготовителя готовились к тому, что самолет просто совершит «пробежку» по взлетно-посадочной полосе и вернется в ангар.

Борис Иванович Веремей
Борис Иванович Веремей

Однако машина все же оторвалась от аэродрома в Жуковском и взлетела в воздух. Оставшиеся на земле, заворожено наблюдали за полетом «птицы». И только после того, как «сто шестидесятый» приземлился, пилоту указали на нарушение регламента. На что летчик ответил: «Машина сама попросилась в воздух!» Совершенный над аэродромом круг был засчитан как первый полет, а Веремей спустя три года за ряд испытательных полетов на Белом Лебеде получил звание Героя.

Взлет Ту-160
Взлет Ту-160

По утверждению разработчиков «проекта 70» (название бомбардировщика в техдокументации), в работе по изготовлению Ту, приняла участие почти вся авиационная промышленность СССР. Восемьсот производств и научно-исследовательских институтов занимались каждый своей задачей в тесном сотрудничестве друг с другом. Но серийное производство самолета было сосредоточенно на авиазаводе в городе Казань.

Казанцы смогли за короткие сроки вместо старого оборудования освоить новые технологические линии. Среди них были уникальные по своим характеристикам образцы. Так, например, кабина для электронно-лучевой сварки в вакуумном пространстве.

В кабине самолета
В кабине самолета

Она была предназначена для изготовления двенадцати метровых деталей центроплана. Они являлись центральными деталями, крепившие на себе поворотные консоли крыльев и еще многое другое. А одна из технологий, предназначенная для сращивания титановых элементов с помощью специальных присадок, до сих пор стоит на «вооружении» только у казанцев. В то далекое время подобную операцию приходилось проводить в ночное время суток. Днем мощное производство оставляло остальной город без электричества.

Проблемы у конструкторов возникли и при размещении силовых установок. Первоначально планировалось, что в Ту-160 будет использовать схему, которая имелась на Ту-144. Но спустя время, такой блок с четырьмя двигателями в одном, отклонили. При испытании силовой установки возник пожар в одном из двигателей, и из-за этого пострадали остальные три. К тому же, требовалось, чтобы по центру разместились максимальное количество бомболюков. В случае объединения двигателей в один блок, таких люков могло быть не так уж и много.

Стали рассматривать варианты, когда силовые установки располагались попарно в горизонтальном или вертикальном расположении. Был создан макет самолета с воздухозаборниками в различных положениях. В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) этот макет «продули» со всех сторон. Однако конструкторов не устроили предложенные варианты, и они продолжали поиски более «живучей» компоновки. Всего таких вариантов было испробовано четырнадцать.

Когда, наконец, появился Ту-160, летчики, впервые попавшие в кабину бомбардировщика, удивлялись наличию ручки управления как в истребителе. Все привыкли к тому, что «тяжелый и большой» самолет должен управляться с помощью штурвала. Но попробовав управление в воздухе, пилоты заявляли о легкости управления Ту-160. Такая легкость появилась благодаря спрятанной в хвостовой части самолета гидравлическим системам. Они позволяли управлять «птицей» буквально одним пальцем. При этом боевой радиус самолета увеличился за счет электронной устойчивости в полете. Эксперты утверждают, что Ту-160 стал первым самолетом в СССР, где применялась система дистанционного управления на электронной основе.

Ту-160
Ту-160

Разработкой новых двигателей занялись инженеры конструкторского бюро имени Николая Кузнецова, расположенного в городе Куйбышев (нынешняя Самара). Конструкторам предложили использовать наработки, появившиеся при разработке двигателей бомбардировщиков Ту-22М и Ту-144. Но при этом, инженерам поставили условие, чтобы они сумели уменьшить расход топлива и сделать двигатель незаметным в инфракрасном облучении.

Эксперты говорят, что именно советские инженеры, задолго до появления такого понятия как стелс-самолет, занялись проблемой малозаметности. Ту-160 в конечном итоге получил черное покрытие из графитовой основы на воздухозаборниках. Нос «покрасили» специальным составом с такими же свойствами, как и у графита. Окна кабины «обложили» металлической сеткой, которая предотвращала «свечение» приборов. А вот комплекс экранировки силовых установок держится до сих пор в секрете.

Но как бы ни скрывали «проект 70» от глаз американских спецслужб, Пентагон получил фотографии бомбардировщика еще до того, как он поднялся первый раз в небо. Ту-160 сфотографировали в тот момент, когда он проходил наземные испытания на аэродроме в Жуковском. Разведка США утверждала, что самолет был отснят с американского спутника. Но спецслужбы СССР выяснили, что фотографии были сделаны из пассажирского лайнера, приземлявшийся в подмосковном аэропорту Быково. Выяснили даже, кто являлся «фотографом». Однако судьба этого человека неизвестна.

В 1988 году министру обороны США Фрэнку Карлуччи впервые показали самолет в действии. Такая демонстрация случилась в Кубинке, где один из Ту-160 находился на площадке, а два других летали в небе. Тогда же и озвучили возможности бомбардировщика. Карлуччи услышал, что Лебеди способны пролететь без дозаправки примерно четырнадцать тыс км. Он быстро сообразил, что это расстояние превышает расстояние от Москвы до тихоокеанского побережья США, о чем немедленно доложил в Белый дом.

Однако в момент демонстрационного полета один из самолетов летал на трех двигателях. Естественно министр об этом не узнал. Мощная тяга самолета позволяла летать не только с одним выключенным двигателем, но и с двумя отказавшими. Бывало, что пилоты взлетали с выпущенными по каким-либо причинам спойлерами. А когда они убирались, огромная машина «с чувством облегчения» рвалась так, что экипаж вдавливало в кресло.

«Белого Лебедя» очень часто сравнивают с американским бомбардировщиком В-1 Lancer. Не стоит скрывать, что Ту-160 был ответом на американский самолет. Но тут случился тот случай, когда «ответные мероприятия превзошли оригинал». В-1 появился, по мнению экспертов, немного позже своего времени. Он разрабатывался с целью бомбардировки противника на сверхмалой высоте, для того, чтобы радары ПВО не смогли засечь самолет.

Но в скором времени, после появления Lancer, стали разрабатываться новые крылатые ракеты дальнего действия. Надобность в таких бомбардировщиках как В-1 отпала. Однако они продолжают стоять на вооружении ВВС США, как немой укор американским конгрессменам, постоянно блокирующие решение генералов о снятии с вооружения бомбардировщика.

Ракета на Ту-160
Ракета на Ту-160

Конструкторы Ту-160 изначально постарались сделать советский бомбардировщик многоцелевым. Белый Лебедь способен летать как на сверхмалой, так и на большой высоте. Сверхзвуковая и дозвуковая скорость не проблема для самолета. Он может использовать и бомбовые боеприпасы и крылатые ракеты. Но самое главное, что восхищает в «птице», так это красота и грациозность российского бомбардировщика Ту-160.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи