39 лет первому полету Ту-160

Другие статьи

F-35 — к разным покупателям они приходят в разной «комплектации», — утверждают в Польше.

В январе 2020 года Министр обороны Польши заявил, что 32 истребителя на сумму 4,6 млн. долларов в 2024 году поступят в распоряжение польских летчиков. В связи с этим журналисты польской газеты Polityka высказали свое мнение по поводу самолетов, поступающих в разные страны.

Boeing поднял цены на самолет-заправщик KC-46

Предыдущие повышения стоимости программы строительства самолетов KC-46 достигли примерно $4,7 млрд – что почти равно $4,9 млрд контракта с твердой фиксированной ценой компании с ВВС США, который был подписан в 2011 году.

Экономика России Встаем с колен!

Экономика России Встаем с колен! На западе, считают, что в России живут суровые и угрюмые люди. Здесь тяжело жить, и еще тяжелее жить хорошо.

В Шотландии открыли памятник советским летчикам

В День поминовения героев войн жители шотландского города Эррол открыли монумент, посвященный погибшим пилотам из СССР.

ВВС РФ — Переходный период

Эксперт утверждает, что при большом наличии авиапарка самолетов в ВКС РФ, лишь половина из них будет «на ходу».

Причина всех войн — женщины!

Самым ярким примером подобного конфликта является Елена Троянская. Ходили слухи, что все произошло из-за того, что она чрезмерно увлеклась местным пастухом и сбежала с ним из Спарты. Однако если бы она была незамужней женщиной, то все бы закончилось счастливым концом. Но она была женой Менелая, который узнал о предательстве жены и не смог спокойно смотреть на это.

Пулемёты и картечницы

Накануне и во время первой мировой войны, появились легкие, так называемые ручные пулеметы, которые стали использовать так же и на самолетах, для ведения воздушного боя. Ну, а настоящий «пулеметный бум», произошел в период между мировыми войнами,и во время Второй мировой войны.

«Messerschmitt» — Немецкие кометы, не успевшие достичь успеха

Несмотря на грандиозные планы Messerschmitt Ме.163 «Komet» произвели мало вылетов – было уничтожено 11 ракетных истребителей. Из трех запланированных групп, вооруженных этими самолетами, их использовала лишь одна. Топлива не хватало.

На портале «специальный проект Русское Оружие» напомнили о данном событии и рассказали о том, как всей страной запускали бомбардировщик в небо.

Поднять в небо огромную машину доверили летчику-испытателю Борису Веремей. Но как вспоминают очевидцы, в тот день Ту-160 не должен был оторваться от земли. Командование ВВС СССР и представители завода изготовителя готовились к тому, что самолет просто совершит «пробежку» по взлетно-посадочной полосе и вернется в ангар.

Борис Иванович Веремей
Борис Иванович Веремей

Однако машина все же оторвалась от аэродрома в Жуковском и взлетела в воздух. Оставшиеся на земле, заворожено наблюдали за полетом «птицы». И только после того, как «сто шестидесятый» приземлился, пилоту указали на нарушение регламента. На что летчик ответил: «Машина сама попросилась в воздух!» Совершенный над аэродромом круг был засчитан как первый полет, а Веремей спустя три года за ряд испытательных полетов на Белом Лебеде получил звание Героя.

Взлет Ту-160
Взлет Ту-160

По утверждению разработчиков «проекта 70» (название бомбардировщика в техдокументации), в работе по изготовлению Ту, приняла участие почти вся авиационная промышленность СССР. Восемьсот производств и научно-исследовательских институтов занимались каждый своей задачей в тесном сотрудничестве друг с другом. Но серийное производство самолета было сосредоточенно на авиазаводе в городе Казань.

Казанцы смогли за короткие сроки вместо старого оборудования освоить новые технологические линии. Среди них были уникальные по своим характеристикам образцы. Так, например, кабина для электронно-лучевой сварки в вакуумном пространстве.

В кабине самолета
В кабине самолета

Она была предназначена для изготовления двенадцати метровых деталей центроплана. Они являлись центральными деталями, крепившие на себе поворотные консоли крыльев и еще многое другое. А одна из технологий, предназначенная для сращивания титановых элементов с помощью специальных присадок, до сих пор стоит на «вооружении» только у казанцев. В то далекое время подобную операцию приходилось проводить в ночное время суток. Днем мощное производство оставляло остальной город без электричества.

Проблемы у конструкторов возникли и при размещении силовых установок. Первоначально планировалось, что в Ту-160 будет использовать схему, которая имелась на Ту-144. Но спустя время, такой блок с четырьмя двигателями в одном, отклонили. При испытании силовой установки возник пожар в одном из двигателей, и из-за этого пострадали остальные три. К тому же, требовалось, чтобы по центру разместились максимальное количество бомболюков. В случае объединения двигателей в один блок, таких люков могло быть не так уж и много.

Стали рассматривать варианты, когда силовые установки располагались попарно в горизонтальном или вертикальном расположении. Был создан макет самолета с воздухозаборниками в различных положениях. В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) этот макет «продули» со всех сторон. Однако конструкторов не устроили предложенные варианты, и они продолжали поиски более «живучей» компоновки. Всего таких вариантов было испробовано четырнадцать.

Когда, наконец, появился Ту-160, летчики, впервые попавшие в кабину бомбардировщика, удивлялись наличию ручки управления как в истребителе. Все привыкли к тому, что «тяжелый и большой» самолет должен управляться с помощью штурвала. Но попробовав управление в воздухе, пилоты заявляли о легкости управления Ту-160. Такая легкость появилась благодаря спрятанной в хвостовой части самолета гидравлическим системам. Они позволяли управлять «птицей» буквально одним пальцем. При этом боевой радиус самолета увеличился за счет электронной устойчивости в полете. Эксперты утверждают, что Ту-160 стал первым самолетом в СССР, где применялась система дистанционного управления на электронной основе.

Ту-160
Ту-160

Разработкой новых двигателей занялись инженеры конструкторского бюро имени Николая Кузнецова, расположенного в городе Куйбышев (нынешняя Самара). Конструкторам предложили использовать наработки, появившиеся при разработке двигателей бомбардировщиков Ту-22М и Ту-144. Но при этом, инженерам поставили условие, чтобы они сумели уменьшить расход топлива и сделать двигатель незаметным в инфракрасном облучении.

Эксперты говорят, что именно советские инженеры, задолго до появления такого понятия как стелс-самолет, занялись проблемой малозаметности. Ту-160 в конечном итоге получил черное покрытие из графитовой основы на воздухозаборниках. Нос «покрасили» специальным составом с такими же свойствами, как и у графита. Окна кабины «обложили» металлической сеткой, которая предотвращала «свечение» приборов. А вот комплекс экранировки силовых установок держится до сих пор в секрете.

Но как бы ни скрывали «проект 70» от глаз американских спецслужб, Пентагон получил фотографии бомбардировщика еще до того, как он поднялся первый раз в небо. Ту-160 сфотографировали в тот момент, когда он проходил наземные испытания на аэродроме в Жуковском. Разведка США утверждала, что самолет был отснят с американского спутника. Но спецслужбы СССР выяснили, что фотографии были сделаны из пассажирского лайнера, приземлявшийся в подмосковном аэропорту Быково. Выяснили даже, кто являлся «фотографом». Однако судьба этого человека неизвестна.

В 1988 году министру обороны США Фрэнку Карлуччи впервые показали самолет в действии. Такая демонстрация случилась в Кубинке, где один из Ту-160 находился на площадке, а два других летали в небе. Тогда же и озвучили возможности бомбардировщика. Карлуччи услышал, что Лебеди способны пролететь без дозаправки примерно четырнадцать тыс км. Он быстро сообразил, что это расстояние превышает расстояние от Москвы до тихоокеанского побережья США, о чем немедленно доложил в Белый дом.

Однако в момент демонстрационного полета один из самолетов летал на трех двигателях. Естественно министр об этом не узнал. Мощная тяга самолета позволяла летать не только с одним выключенным двигателем, но и с двумя отказавшими. Бывало, что пилоты взлетали с выпущенными по каким-либо причинам спойлерами. А когда они убирались, огромная машина «с чувством облегчения» рвалась так, что экипаж вдавливало в кресло.

«Белого Лебедя» очень часто сравнивают с американским бомбардировщиком В-1 Lancer. Не стоит скрывать, что Ту-160 был ответом на американский самолет. Но тут случился тот случай, когда «ответные мероприятия превзошли оригинал». В-1 появился, по мнению экспертов, немного позже своего времени. Он разрабатывался с целью бомбардировки противника на сверхмалой высоте, для того, чтобы радары ПВО не смогли засечь самолет.

Но в скором времени, после появления Lancer, стали разрабатываться новые крылатые ракеты дальнего действия. Надобность в таких бомбардировщиках как В-1 отпала. Однако они продолжают стоять на вооружении ВВС США, как немой укор американским конгрессменам, постоянно блокирующие решение генералов о снятии с вооружения бомбардировщика.

Ракета на Ту-160
Ракета на Ту-160

Конструкторы Ту-160 изначально постарались сделать советский бомбардировщик многоцелевым. Белый Лебедь способен летать как на сверхмалой, так и на большой высоте. Сверхзвуковая и дозвуковая скорость не проблема для самолета. Он может использовать и бомбовые боеприпасы и крылатые ракеты. Но самое главное, что восхищает в «птице», так это красота и грациозность российского бомбардировщика Ту-160.

Дзен

Последние статьи

Боевики с Кавказа украинского происхождения

В ликвидированном в Чечне бандформировании определили лиц «славянской национальности».

Есть ли логика в военно-морских контрактах Украины?

Украинский эксперт оценил «необходимость» пятидесяти двух кораблей, которые в скором времени поступят в УВМС.

С-400. Могут ли турки продать ракеты американцам?

В декабре была создана специальная группа по проверки опасности российских комплексов для боевых систем НАТО.

Грядет смена флагмана ВМФ РФ. Адмирал Нахимов

Двадцать два года шла модернизация ракетного крейсера на атомном ходу «Адмирал Нахимов».

Сетецентрические учения для подготовки к сетецентрической войне

Минобороны РФ отметило, что в Брянской области состоялись учения нового типа.

В чем причина падения вертолетов США в Сирии?

На северо-восточной части Сирийской арабской республики упала уже третья винтокрылая машина американской армии

Как ФБР выявляют предателей в ВС США?

Армейский разведчик через зашифрованное приложение пытался научить боевиков, как устроить засаду на коллег военнослужащего.

Самая крупная военная операция Франции за последние тридцать лет

Празднование успеха в двухдневной Иракской кампании больше походит на празднование победы в многолетней войне.

Похожие статьи