Air DogFight или зачем пилотам воздушный бой

Другие статьи

Танк М8 для американских ВДД

Мода на бронированную технику для воздушно-десантных дивизий «докатилась» до США. Вернее, она вновь вернулась в Соединенные Штаты.

Курьезные случаи с представителями высшего командования

Внештатная ситуация для генералитета грозит серьезными последствиями для всей армии. К счастью богатый опыт позволяет генералам выйти с «достоинством» из подобных ситуаций.

Новая война в Ираке?

Недавние стычки в Курдистане между бойцами РПК и солдатами пешмерга усиливают опасения по поводу полномасштабного конфликта.

Зачем индийцам Армата?

Нью-Дели может заключить контракт на поставку бронированных машин сразу после того, как танк получит экспортную лицензию.

Лучшие исторические тактики от Роба Джонсона

«Внимательно изучайте кампании Александра, Густава II Адольфа, Ганнибала, Цезаря, Тюренна», - призывал Наполеон. «Повторяйте за ними. Это единственный путь, чтобы стать отличным военачальником и понять секрет искусства войны.

Потопление крейсера «Индиаполис» CA-35

На самом деле перед затоплением крейсер посылал сигналы о помощи, и они даже были приняты на трех станциях.

Еще одна возможная «горячая точка»? Тайвань.

Армия НОАК провела учения, где отрабатывались навыки боевых действий против Тайваня.

Су-25 показал высший пилотаж. Без комментариев

Не только истребители могут выполнять такое. Су-25 наглядно показал возможности штурмовика.

Отработка элементов противостояния противнику в воздухе является обязательной практикой для боевых летчиков. Но так ли важны подобные элементы в «век ракет дальнего действия»?

11 ноября сразу два интересных видео ролика появилось в интернете, где была продемонстрирована отработка учебного боя в воздухе на истребителях. На первом из них на фоне бесконечной пустыни Гоби летчики военно-воздушных сил национальной армии Китая «вели борьбу» с двумя истребителями противника за господство в воздухе. Называются даже имена «героев». Одним из них стал лучший среди военных летчиков Китая на сегодняшний день Ю. Пэнфэй, дважды обладатель «Золотого шлема» китайских ВВС.

Столь почетное звание, завоеванное даже один раз, возводит пилота в ранг воздушных асов и мастеров. Отбор возможных «носителей почетного головного убора» происходит один раз в год. Сто летчиков со всей страны собираются на военной авиабазе вблизи пустыни Гоби, чтобы продемонстрировать свое мастерство.

За три дня пилоты должны убедить командование ВВС Китая в своих способностях противостоять самолетам противника в воздушном бою, выполнить дозаправку в воздухе, совершить полеты на малой высоте, в том числе и в ночное время и еще многое другое, что может пригодиться во время настоящих боевых действий. За все время проведения испытаний «Золотого шлема» в мероприятиях уже приняли участие более тысячи пилотов истребительной авиации. Поэтому получить заветный «головной убор» не такая уж легкая задача. Поэтому Ю. Пэнфэя с двумя шлемами негласно называют «небожителем» как в прямом, так и в переносном смысле.

На этот раз командир авиаподразделения на истребителе J-10C вел своего более молодого коллегу в воздушном бою против других истребителей китайских ВВС J-16.

J-10C
J-10C

И как видно из ролика, десятка успешно отработала маневр уклонения от атаки противника.

Второй ролик уже показывает отработку «высшего пилотажа» летчиками воздушно-космических сил России. Пилоты истребительной авиации Западного военного округа в небе над Карелией учились атаковать и уходить от подобных атак противника на различных высотах, в том числе и предельно малых. Как видно из ролика, все мероприятия проходили на самолетах Су-35С, многофункционального истребителя поколения 4++, в возможности которого заложены функции ведения воздушного боя. Как уверяют эксперты, Су-35С уникальная машина, которую с легкостью можно вывести из любого критического положения и не свалиться при этом в штопор. К сожалению, в ролике не упоминаются имена российских воздушных асов, но думается, что они могли бы не раз претендовать на китайский «Золотой шлем» если бы были допущены до авиа учений в Гоби.

Су-35
Су-35

У многих «экспертов» при просмотре данного видео материала возникали вопросы: «Зачем нужны все эти «воздушные бои», если можно с расстояния в несколько тысяч км просто пустить ракету дальнего действия и спокойно отправляться на базу пить кофе?» Но сами пилоты об «Air DogFight» (воздушный собачий бой), именно так называют подобные маневры пилоты США, отзываются только в восторженных тонах. Помимо того что это дань традициям, сложившаяся во всем мире, это вдобавок ко всему отличный шанс повысить технику пилотирования истребителем. «Пустить ракету можно и с земли, не поднимаясь в небо. Зато убрать машину с траектории этой ракеты под силу только подготовленным пилотам», — рассказывают авиаторы.

Золотой шлем
Золотой шлем

К тому же, как показывает практика, часто так бывает, что израсходовав боеприпасы, самолеты враждующих ВВС встречаются в воздухе. Естественно, если идут полноценные боевые действия, расстаться по «дружески» не получится. Кто-то в любом случае предпримет попытку «заработать на борт звездочку». И тут, как говорится, в критической ситуации мастерство пилота опустится до уровня подготовки. И у кого оно будет выше, тот и вернется на базу. А где отрабатывать это самое мастерство, если не в «собачьих боях» с товарищами или претендентами на «Золотой шлем». А пока китайцы и россияне учатся «сбивать» друг друга, американцы постепенно переходят на отработку воздушного боя против искусственного интеллекта (ИИ). И для этого не надо даже подниматься в небо на истребителях.

Уже второй раз подряд американское Агентство оборонных технологий (DARPA) устроило турнир для летчиков истребительной авиации ВВС США под названием Alpha Dogfight Trials. DARPA несколько лет назад сумели создать «виртуального пилота», который, по их мнению, может заменить живых летчиков в истребителях F-16. А чтобы протестировать робота, был организован подобный турнир. Вдобавок к этому, по утверждению Пентагона, «живые» пилоты получают «отличную практику ведения боя против высокоинтеллектуального противника».

На первом турнире имитация происходила на компьютерах. А для второго турнира были созданы кабины симуляторы похожие на кабины F-16. Каждый пилот за время турнира проходил по пять схваток. Надо отметить, что на Alpha Dogfight Trials отбираются только опытные летчики-инструкторы военно-воздушных сил США. Но как выяснилось, даже опыт не помог противостоять искусственному интеллекту. Люди проиграли все схватки.

Как отмечают специалисты агентства, пилоты пробовали вести бои на разных высотах, в том числе и на сверхмалых, маневрируя в складках рельефа. Но это позволило летчикам продержаться в воздухе на несколько минут дольше, чем на большей высоте.

«У живых пилотов была возможность победить во время первого турнира за счет своего богатого опыта. Однако чем больше таких мероприятий будет проводиться, тем меньше будет таких возможностей у людей перед ИИ. Впрочем, их уже практически нет», — сообщили сотрудники DARPA. Вызвано это тем, что в память робота закладываются все возможные ситуации поведения пилотов истребительной авиации, коих уже насчитывается 4 млрд. И с каждым турниром добавляется что-то новенькое. К тому же идет постоянный мониторинг боевых столкновений в воздухе по всему миру, результаты, которых заносятся в базу.

Настройка ИИ DARPA
Настройка ИИ DARPA

«Пока пилоты сопоставляют все данные окружающей обстановки со своими способностями, компьютер вычисляет возможные варианты «противника» и готовится маневрировать исходя из складываемой ситуации. Даже погодные условия идут в учет при выборе «поведения» искусственным пилотом», — рассказывают эксперты.

Результаты Alpha Dogfight Trials настолько впечатлили Пентагон, что они финансировали агентство на скорейшую разработку самолета под управлением ИИ. Планируется, что в 2024 году испытания пройдут уже в воздухе. Тем самым убить двух зайцев – повысить уровень мастерства летчиков истребительной авиации ВВС США и продолжить разработку флота под управлением искусственного интеллекта.

Не это ли начало «восстания машин»?

Дзен

Последние статьи

Румыны обзавелись оружием залпового огня

Американские системы HIMARS второго марта «приплыли» в румынский порт.

Су-25 по стандартам НАТО?

Авиационные мастера Белоруссии помогли болгарам модернизировать их собственные штурмовики до статуса, необходимого для «службы» в североатлантическом альянсе.

Военный сценарий для Польши, и вновь «победа» России

Польские военные аналитики смоделировали «очередную российскую агрессию», но и в этот раз поляки оказались «оккупированы» за считанные часы.

Американская подлодка ждала приказа топить российские корабли

На ракетный удар американцев по Сирии, командование ВМС США готовились открыть огонь и по российскому флоту в Средиземном море.

«Сага о катастрофическом провале F-35»

Американский журналист пишет о том, как военно-промышленный комплекс США в «пустую» потратил два триллиона долларов.

Учения ВСУ – репетиция штурма Крыма?

На первую декаду марта на Украине запланирована отработка военных действий, которые пройдут в сотне км от крымского побережья

Боевая авиация у ЧВК

Некоторые частные военные компании обладают «воздушным флотом», способным участвовать в некоторых боевых действиях против стран-агрессоров.

Суданский фронт. Начало

Впервые за двадцать лет в Порт-Судан прибыл американский экспедиционник с морскими пехотинцами на борту.

Похожие статьи