«Акула» — подводная лодка, которая остудила пыл желающих пересмотреть результаты Великой отечественной войны

Другие статьи

Подводная лодка проекта №941
Подводная лодка проекта №941

Как это ни прискорбно, но после завершения Великой Отечественной войны количество стран, желающих перераспределить территорию России в свою пользу, не уменьшилось. Превосходство в определённых видах вооружения позволяет нам в обозримом будущем жить спокойно. Один из самых влиятельных «козырей» в рукаве России – это её подводный флот. В то время, как по некоторым другим видам вооружения мы отстаём, отечественные подводные лодки не имеют себе равных на планете. Самым ярким представителем субмарин «элитного» класса являются подводные суда проекта №941. В натовской классификации – «Тайфун», а по-нашему «Акула». Первая из шести лодок была заложена в самом большом в мире ангаре «Севмаша» летом 1976 года и построена всего за 4 года.

«Акула» в надводном положении
«Акула» в надводном положении

Размер имеет значение

«Акула» — самая большая (длина 172 метра, водоизмещение – 48 тысяч тонн) подводная лодка в мире. Этот тот случай, когда размер имеет значение, но не в смысле соревнования, у кого судно больше. Внушительные габариты обусловлены необходимостью инсталляции в корпус пусковых установок для баллистических ракет межконтинентального назначения (20 шт.) Р-39.

С начала проектных работ в 1973 году, перед конструкторами стояла задача вместить в корпус блок ракет, которые вместе с пусковой установкой весили по 90 тонн каждая. Длина ракет составляла 17,1 метра, каждая обдала 10-ю боеголовками с возможностью персонального наведения. Дальность до цели – 8,3 тыс. километров. Подобные ракеты устанавливались исключительно на судах проекта «Акула». Конструкция пусковых установок позволяет осуществлять запуск с глубины до 55 метров или положения над водой.

Кроме ракет лодка была вооружена 6-ю торпедными установками. За обеспечение ПВО (если вдруг) отвечали 8 комплектов ПЗРК типа «Игла-1».

Внушительные размеры подводному кораблю стали необходимо для обеспечения плавучести ведь 50% объёма корпуса – это ёмкости для балластной воды (субмарину в шутку называли «водовозом»). Дополнительный бонус от огромного корпуса – большое количество просторных помещений. На борту «Акулы» кроме обязательного набора помещений был зал для отдыха, спортивный зал, солярий и даже бассейн с подогреваемой пресной или забортной водой.

Субмарина на якоре
Субмарина на якоре

Особенности конструкции

Трагедия, произошедшая с подводной лодкой «Курск», для судов типа «Акула» была в принципе невозможна, т.к. весь объём корпуса внутри разделён на отдельные изолированные секторы, в том числе торпедный отсек. Наружный корпус – лёгкий, соединял воедино два параллельных внутренних корпуса (составленных по типу «катамаран» проходами и связями) и ещё три отдельных обитаемых прочных корпуса. Такое решение повышало в разы живучесть и пожаробезопасность лодки. Общее количество герметичных отсеков —19. Два из них предназначены для эвакуации экипажа – расположены под рубкой.

Название наружного корпуса – лёгким достаточно условно, ведь «Акула» предназначена для несения дежурства в любых климатических условиях, в том числе под льдами северного полюса. Прочность рубки и корпуса рассчитаны таким образом, что способны проламывать толщу льда в 2,5 метра.

В ядерную энергетическую установку входит два энергоблока с запасом топлива, достаточного на 15 лет. Имеется два парогенератора. Каждый из силовых элементов установлен на несущих конструкциях через резино-пневматические «подушки». В совокупности с прорезиненным слоем корпуса и блочной конструкцией субмарина стала практически бесшумной. Всего для звукоизоляции использовано 800 тонн специальных резино-материалов. Для минимизации шума от винтов, вокруг них установлены ограничивающие кольца.

Схема устройства подводной лодки проекта 941
Схема устройства подводной лодки проекта 941

«Акула» выполнила свой долг

В планах советского союза было создание 12 подлодок проекта №941, однако до 1989 года удалось построить всего 6. По стоянию на 2020 год в строю в качестве своеобразной испытательной базы остался только один экземпляр – «Дмитрий Донской», 3 корабля утилизированы и ещё два списаны и ожидают утилизации.

«Акула» с открытыми ракетными шахтами
«Акула» с открытыми ракетными шахтами

Пользуясь случаем, поздравляю всех, кто так или иначе причастен к Военно-Морскому Флоту! Всех кто служил, служит и искренне интересуется этой темой!

С днём Военно-морского флота России!

Читайте нас на Яндекс Дзен.

Последние статьи

Разбирательство гибели бойцов подразделения «Призрак» продолжается

Военкоры указывают на отдельные проблемы, привёдшие к убийству пятерых бойцов Народной Милиции ЛНР, и опровергает слухи.

Похожие статьи