«Альтиус» – загадочный беспилотник казанских конструкторов

Другие статьи

Как недавно было сказано пресс-службой российского Министерства обороны, между представителями военного ведомства и Министерством торговли республики Татарстан был заключен контракт на производство первой установочной партии ударно-разведывательных беспилотных летательных аппаратов «Альтиус».

Вроде бы отличная новость для всех «сочувствующих» российской армии. Но военный эксперт Владимир Тучков предлагает не торопиться с подобными выводами. В своем материале он рассказывает о «загадочном» беспилотнике казанских конструкторов.

Автор отмечает, что с принятием контракта в России «закрывается» практически вся линийка необходимых БПЛА ударного типа. Получается, что для нужд военнослужащих имеется облегченный Орион, взлетная масса которого равняется одной тонне. Орион разработан в Питере компанией «Кронштадт». Есть и тяжеловес Охотник, сконструированный конструкторами ОКБ Сухой. Он известен под аббревиатурой С-70 и предназначен для применения в паре с Су-57. Однако его можно задействовать и как самостоятельную боевую единицу. Альтиус стал БПЛА средней категории.

БПЛА Альтиус
БПЛА Альтиус

Не имея в России беспилотника Охотник, то «казанец» стал бы тяжеловесом, потому как его пустая масса составляет три тонны, а взлетная пять тонн. При этом Альтиус имеет длину крыла равной двадцати восьми метрам, а в длину БПЛА равен одиннадцати с половиной метров. Заявленная дальность действия равняется десяти тыс км, при максимальном времени полета в сорок восемь часов. Потолок высоты составляет двенадцать км.

Как отмечают конструкторы, Альтиус во время полета «регулируется» за счет некоего подобия искусственного интеллекта. Элементы ИИ самостоятельно следят за отработкой заложенной программы без вмешательства операторов. Навигация аппарата осуществляется за счет инерционной управляющей системы с корректировкой сигнала ГЛОНАСС.

Но вот как беспилотник будет находить необходимые цели для уничтожения, находясь на максимально возможном расстоянии, конструкторы к сожалению не говорят. На таком расстоянии в пять тыс км проблематично держать связь даже боевым истребителям, не говоря уже про БПЛА. Остается только предполагать, что забравшись так далеко от базы, Альтиус будет заниматься сбором разведданных, находясь при этом в «автономном плавании». По крайней мере, так работает «американец» RQ-4 Global Hawk.

RQ-4 Global Hawk
RQ-4 Global Hawk

Есть определенное сходство между двумя дронами – американским и российским. Только чтобы идентифицировать между собой беспилотники, российский стоит умножить в два раза его массу и скорость, чтобы получить параметры RQ-4. Однако тут возникает вопрос: как казанцы смогли довести продолжительность полета до сорока восьми часов, когда американец при более объемных топливных баках может летать всего тридцать шесть часов? К сожалению, конструкторы молчат.

Не совсем понятно как Альтиус будет «решаться» на уничтожение противника без участия наземного оператора. Такое разрешение во всех аппаратах с применением ИИ остается привилегией человека. Или казанцы аннулировали это «золотое правило»?

Не меньше слухов и о вооружении беспилотника. Один из этих слухов был запущен журналистами информационного издания «Известия». Они заявили, что Альтиус будет использовать бомбы, имеющие название «Гром». Но, чтобы запихнуть в аппарат, имеющий полезную нагрузку чуть больше тонны, два «Грома», вес которых равен шестьсот кг каждый, придется очень сильно постараться. Тем более что это бомба не в прямом понимании данного слова, а целое модульное семейство. В одно такое семейство «Гром» вошли: ракета с дальностью поражения до ста двадцати км и планирующими боезарядами с дальностью до шестидесяти пяти км. Есть и ограничение по применению «Грома»: чтобы обеспечить планирующим снарядам стандартный километраж полета, беспилотнику необходимо лететь на скорости не менее пятисот км/час. А это в два раза больше заявленной крейсерской скорости аппарата. В противном случае прицельные способности комплекса «Гром» понижаются в разы.

Конечно, данные боеприпасы можно использовать на беспилотнике. Однако их применение будет совсем неэффективным. Будет более логичным, если на Альтиусе поместят бомбы, вес которых не более пятидесяти кг, наподобие тех, что используются на Орионе.

Первоначальное название Альтиуса звучало как ОКР «Альтаир». Создавать его начали десять лет назад в казанском конструкторском бюро имени Симонова. Первый его запустили в небо в 2016ом г. Сразу после первого полета производилась серьезная доработка всех недостатков конструкции беспилотника. Но в 2018ом году неожиданно для всех был арестован руководитель ОКБ Александр Гомзин.

Александр Гомзин
Александр Гомзин

Ему вынесли обвинение в нецелевых тратах средств, выделенных на изготовление БПЛА. Но пробыв недолгое время в СИЗО, Гомзин был отпущен из-за отсутствия улик. Директор назвал подобную акцию психологическим воздействием на его персону.

Но спустя время управленец был арестован еще раз. Видимо убедившись, что первая акция не возымела свое действие, Гомзин второй раз угодил за решетку. Директор рассказал журналистам, что в сторону его предприятия идет рейдерская атака для перехвата создания БПЛА, чтобы переориентировать бюджетные средства, выделяемые на создание аппарата. Гомзин утверждал, что «левые» люди, не имеющие опыта создания подобных машин, претендуют на роль производителей Альтаира. В то время как конструкторы ОКБ имени Симонова уже как восемьдесят лет занимались разработкой подобных машин – летающих мишеней на базе самолетов МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21.

Началось с того что представители Министерства обороны РФ уведомили Гомзина о расторжении контракта в одностороннем порядке и потребовали передать все разработки казанскому отделению Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Данное отделение открылось буквально за пару месяцев до того, как Гозмана впервые упрятали в СИЗО. Естественно у вновь открывшихся никакого опыта создания беспилотников не имелось. Единственное, чем занимались новички – сборкой лицензионных машин из израильского «конструктора». Но в 2019ом г. гозмановцы сдались и отдали все в руки филиала УЗГА.

Спустя полгода после этого момента представители казанского филиала сообщили о полной готовности первого опытного образца. Но это был не ожидаемый «Альтаир», а новый аппарат с новым названием «Альтиус-У». И якобы этот образец уже побывал в воздухе. А спустя еще полгода было объявлено обо всех пройденных испытаниях.

Автор пишет, что совершенно непонятно насколько другим стал бывший «Альтаир». Но ясно одно, не переманив большую часть инженеров из ОКБ Симонова, представители УЗГА навряд ли смогли бы создать свой Альтиус. Непонятен и вопрос об участии в этой схеме Министерства обороны России, и соответственно, насколько близок оказался аппарат к российской армии.

«Все эти «превосходные реляции» не стоят того внимания, чтобы к ним прислушиваться. Достаточно вспомнить о принятии колесных шасси для комплексов «Ярс». Также все восхищались новыми мотор-колесами. Но в скором времени несколько таких машин признали негодными для эксплуатации из-за несоответствия к техническим требованиям», – заключил эксперт.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи