АПЛ Дмитрий Донской будет списан

Другие статьи

14 января информационное агентство ТАСС сообщило о том, что стратегический ракетный крейсер подводного назначения «Дмитрий Донской» проекта Акула в течение ближайших пяти лет будет выведен из состава военно-морского флота России. Такая информация пришла из источников, приближенных к командному ведомству Северного военного округа.

Представители агентства пишут, что в наступившем 2021 году АПЛ пройдет все запланированные учебные мероприятия, связанные с выходом в открытые воды. Затем интенсивность мероприятий начнет снижаться и в течение пяти лет сойдет на нет.

АПЛ Дмитрий Донской
АПЛ Дмитрий Донской

В 2020-ом году, как отмечают корреспонденты агентства, гендиректор производственной компании «Севмаш» Михаил Будниченко заявил, что им удалось подписать контракт с Минобороны РФ на строительство еще двух дополнительных субмарин типа Борей-А. Одна из таких лодок будет иметь название «Дмитрий Донской». Будниченко рассказал, что строительство одной лодки занимает от пяти до восьми лет. По всей видимости, именно из-за обозначенных сроков постройки нового «Донского», «старый» будет на протяжении указанных лет оставаться в строю.

Военный обозреватель Дмитрий Литовкин подготовил материал, в котором рассказал, почему было принято решение о «списании» подводного крейсера, ставшего прообразом неуловимой и грозной подводной лодки из американского романа «Охота за Красным Октябрем».

Вертикальные шахты Дмитрия Донского
Вертикальные шахты Дмитрия Донского

Автор подтверждает информацию о том, что подводный ракетоносец стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» типа «Акула» в скором времени будет выведен из состава военно-морского флота РФ. Судьба АПЛ сложится скорей всего так же, как у трех «собратьев» Донского – утилизация. «А ведь они в не столь отдаленном прошлом наводили страх и ужас на военных США. К сожалению, в современных реалиях, огромные подводные корабли более не нужны российскому флоту. Им на смену пришли современные, компактные и сверхтехнологичные атомные субмарины, наподобие кораблей типа «Борей», — пишет автор.

Впрочем, судьба подводных лодок типа «Акула» была решена еще в девяностых годах прошлого века. Совместный договор Москвы и Вашингтона предусматривал уничтожение подобных кораблей в рамках уменьшения ядерной угрозы. Субмарины класса «Дмитрий Донской» были очень серьезной опасностью для США. Шесть лодок, имевшиеся в составе военно-морского флота СССР, несли на себе до двадцати баллистических ракет РСМ-52. В каждой из них находилось по десять боеголовок с ядерной начинкой с индивидуальной системой наведения. Для американцев каждая такая подводная лодка представлялась как полноценная ракетная дивизия, у которых на вооружении стоят ракеты «Воевода» или в «переводе» на НАТОвский язык – Сатана. А суммарная мощь всех боезарядов «Акулы» почти в полторы тысячи раз превышала заряд бомбы, некогда сброшенной американцами на Хиросиму.

Центральный пост АПЛ
Центральный пост АПЛ

Применение на лодке РСМ-52 заставило конструкторов подводных лодок из ленинградского бюро морской техники «Рубин» прибегнуть к столь огромным размерам, которые и сделали субмарину самой большой за всю историю советского подводного флота. Для реализации планов по размещению ракеты, было предложено создание аппарата, похожим на подводный катамаран. Между двумя отдельными корпусами были размещены пусковые ракетные установки. В конечном итоге вся лодка получилась модульной. Под внешней «оболочкой», покрытой материалом, поглощающий сигнал гидроакустики, поместились пять отдельных прочных корпусов. Два главных модуля разместились в носовой части лодки, а между ними как раз и расположились пусковые шахты. Там же конструкторы сумели расположить шесть отсеков для запуска торпедных снарядов. Через эти отсеки можно стрелять и другими ракетами, и устанавливать минные заграждения.

За счет катамаранного типа повысилась и выживаемость подводной лодки. Повреждение одного из модулей приводит к тому, что находящиеся в нем эвакуируются в соседний, закрывают проблемный отсек и продолжают нести службу. К тому же на «Акулах» установили две всплывающие камеры, каждая из которых может помочь выбраться на поверхность в случае масштабной катастрофы девяносто морякам и офицерам лодки.

В каждой Акуле имеется по три входных проема: первый располагается в отсеке для торпед, второй на центральном посту, а третий в кормовой части подводной лодки. В АПЛ существует девятнадцать отсеков, куда не сможет ни при каких раскладах проникнуть вода. Примерно два км различных переходов и коридоров. Каждый отдельный модуль является герметичным пространством, куда из соседнего отсека не сможет проникнуть отравленный воздух. В них всегда поддерживается необходимое для жизнедеятельности рабочее давление.

В кают-компании
В кают-компании

Опасность «Акулы» состояла в том, что ей не надо было разламывать толщу арктического льда для запуска баллистической ракеты. За нее это делали специальные реактивные боезаряды, выстреливающие за пару секунд до запуска основного боеприпаса. Подобные «способности» делали советские подводные ракетоносцы опасными для США машинами. Невозможно было отследить саму подводную лодку, а подготовку к запуску ракеты тем более стало «миссией невыполнимо» для военных США, которые очень не любят нести боевое дежурство в Северном ледовитом океане. Именно поэтому, американцы первым делом потребовали уничтожить подводные лодки класса «Акула».

Но еще одной и, по мнению многих военных специалистов, основной причиной для «списывания» лодок стал бардак, царивший на российском флоте в девяностых годах прошлого века. К этому времени за почти двадцатилетнее применение лодки «Акулы» так и не получили полного комплекта баллистических ракет. Подводные корабли стояли всего лишь наполовину загруженными и поэтому в случае реальных боевых действий навряд ли смогли выполнить свое «предназначение». Была попытка наладить производство ракеты «Барк», специально для субмарин подобного класса, но дальнейшие перестроечные процессы показали, что не то что ракета была никому не нужна, но и весь флот России целиком чуть не стал трагической историей страны.

Свой последний поход из одного флота на другой – с Северного на Балтийский, «Дмитрий Донской» совершил в 2017-ом году. Тогда он принял участие в параде, посвященный Дню ВМФ РФ. За время прохода АПЛ, лодка находилась в надводном состоянии и продемонстрировала всю свою огромную мощь. И может быть по этой причине, олицетворяющая всю силу подводного флота Советского Союза, «Донской» не будет подвержен разбору на отдельные составляющие элементы и станет музейным экспонатом. Что позволит многим взрослым, некогда проходившие службу на данном крейсере, привести своих детишек и показать им то, что действительно вызывало уважение у всего мира и являлось гордостью нашей страны.

Последние статьи

Индия определилась с нужным им танком

Индийское Министерство обороны выдало техзадание на «поиск» соответствующей бронемашины.

Похожие статьи