Любое морское государство для обеспечения собственного существования обязано заботиться о развитии гражданского и военного флота. Япония, вопреки территориальному дисбалансу с иными морскими державами, никогда не оставляла надежд стать лидером и превзойти всех по силе морского военного флота. Активное строительство мощных военных судов в 20-30-х годах 20-го века небезосновательно воспринималось руководством США, Великобритании, Франции, Китая и других стран как угроза безопасности государств. Многократные попытки усадить японцев за стол переговоров привели к подписанию нескольких международных договоров, направленных на ограничение вооружений на море. Вашингтонский (1922г.) и Лондонский (1930г.) международные договоры вводили строгий лимит на строительство военных кораблей, в том числе авианосцев. При этом Японии было дозволено строить существенно меньше кораблей, чем остальным государствам. Морское командование Японии объявило провалом внешней политики подписание кабальных соглашений и добилось в 1934 году денонсации всех договоров. В том же году Япония принимает программу развития морского флота, которая послужила толчком для активизации военного кораблестроения. В 1936 году Япония принимает военную доктрину, в соответствии с которой она отвергает любые ограничения в постройке военного флота и объявляет о планах спустить на воду к 1945 году 12 линейных кораблей и 10 авианосцев. Именно тогда зародились планы строительства самых мощных в мире суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси», а также суперавианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку».
Начало строительства
К 1936 году инженеры и конструкторы императорской Японии уже обладали колоссальным запасом знаний и технологий для строительства военно-морских судов, претендующих на звание самых крупных и мощных в мире. Японцы могли позволить себе в сравнительно короткие сроки разрабатывать проекты и запускать постройку. Единственным сдерживающим фактором оставался дефицит производственных мощностей и стали, в том числе бронированной из-за чего приходилось отказываться от некоторых проектов.«Shokaku» (в переводе — «Парящий журавль») и «Zuikaku» (в переводе — «Счастливый журавль») – два крупных авианосца одного проекта, которые были заложены в 1937 и 1939 году. На строительство и обустройство корпусов, достаточного для спуска на воду, японцам потребовалось всего по 2 года на каждый корабль. На момент начала строительства они претендовали на звание самых крупных, т.к. имели стандартное водоизмещение более 25 тыс. т., а полное – 29,8 тыс. т. Длина корабля достигала 257,5 метров, а ширина — 26 метров. Каждый должен был нести на борту по 98 самолётов различного назначения. Численный состав экипажа достигал 1900 человек, 770 из которых – военнослужащие авиакрыла.По факту к моменту спуска на воду «Журавли» были первыми в мировом рейтинге, но спустя 2-3 года американцы стали спускать на воду один за одним авианосцы типа «Эссекс», сместив героев нашего рассказа на второе место.
Особенности конструкции
Авианосцы типа «Сёкаку» строились не с чистого листа, а использовали в своей основе усиленную и увеличенную конструкцию уже построенных авианосцев «Сорю» и «Хирю». Основное отличие – это двухъярусный ангар-надстройка над основной палубой. Увеличенная вдвое площадь позволила разместить больше самолётов, что конечно повлекло за собой существенное увеличение массы судна. Конструкторам пришлось изрядно потрудиться особенно в разработке бронирования. Бронепояс защищал лишь часть корпуса (энергетическую установку, топливные баки, оружейные склады) и был изготовлен из стали толщиной 21,5 см, а основная палуба – 17 см. Взлётная полоса и ангары бронирования не имели, что представляло существенную проблему – высокую вероятность поражения бомбами с самолётов при пикировании.Корпус «Сёкаку» был разработан таким образом, что при затоплении всех небронированных отсеков более 25% бронекорпуса находилось над водой.Многочисленное авиакрыло требовало быстрого подъёма самолётов на взлётную полосу. Для этого конструкторами разработан специальный электроподъёмник. Всего на авианосце устанавливалось по 3 подъёмника. Полный цикл от закатки самолёта на платформу и до выкатки на полосу занимал 40 секунд.Другая проблема, которую пришлось решать конструкторам, – это создание развитой системы пожаротушения. На борту находилось топливо (мазут) не только для собственной силовой установки, но и внушительный запас для самолётов, бомбы, снаряды, патроны для собственного арт-зенитного вооружения, а также для самолётов. Любой пожар на таком корабле мог стать последним. В этой связи всё судно было оборудовано развитой сетью пеномашин и углекислотных систем, в каждом отсеке был оборудован пост пожаротушения, в состав экипажа вошли специалисты-пожарные. Автономная система тушения способна была прокачать и выбросить 100 литров пены в минуту.
Закат японского величия
Авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» в купе с другими сверхмощными военными судами Японии должны были продемонстрировать всему миру величие островного государства, однако, планам не суждено было реализоваться. Авианосцам воевать пришлось совсем немного: первый после полученных повреждений от американской авиации долго ремонтировался, а в 1944 году отправлен на дно американской подводной лодкой, потеряв 1300 человек экипажа, второй, потеряв в боях большую часть своего авиакрыла, в том же 1944 году был уничтожен американской авиацией.
Наш Дзен канал.