Авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» – не сбывшаяся надежда императорской Японии получить мировое господство в море

Другие статьи

Любое морское государство для обеспечения собственного существования обязано заботиться о развитии гражданского и военного флота. Япония, вопреки территориальному дисбалансу с иными морскими державами, никогда не оставляла надежд стать лидером и превзойти всех по силе морского военного флота. Активное строительство мощных военных судов в 20-30-х годах 20-го века небезосновательно воспринималось руководством США, Великобритании, Франции, Китая и других стран как угроза безопасности государств. Многократные попытки усадить японцев за стол переговоров привели к подписанию нескольких международных договоров, направленных на ограничение вооружений на море. Вашингтонский (1922г.) и Лондонский (1930г.) международные договоры вводили строгий лимит на строительство военных кораблей, в том числе авианосцев. При этом Японии было дозволено строить существенно меньше кораблей, чем остальным государствам. Морское командование Японии объявило провалом внешней политики подписание кабальных соглашений и добилось в 1934 году денонсации всех договоров. В том же году Япония принимает программу развития морского флота, которая послужила толчком для активизации военного кораблестроения. В 1936 году Япония принимает военную доктрину, в соответствии с которой она отвергает любые ограничения в постройке военного флота и объявляет о планах спустить на воду к 1945 году 12 линейных кораблей и 10 авианосцев. Именно тогда зародились планы строительства самых мощных в мире суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси», а также суперавианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку».

Суперавианосец «Сёкаку»
Суперавианосец «Сёкаку»

Начало строительства

К 1936 году инженеры и конструкторы императорской Японии уже обладали колоссальным запасом знаний и технологий для строительства военно-морских судов, претендующих на звание самых крупных и мощных в мире. Японцы могли позволить себе в сравнительно короткие сроки разрабатывать проекты и запускать постройку. Единственным сдерживающим фактором оставался дефицит производственных мощностей и стали, в том числе бронированной из-за чего приходилось отказываться от некоторых проектов.«Shokaku» (в переводе – «Парящий журавль») и «Zuikaku» (в пере­воде – «Счастливый журавль») – два крупных авианосца одного проекта, которые были заложены в 1937 и 1939 году. На строительство и обустройство корпусов, достаточного для спуска на воду, японцам потребовалось всего по 2 года на каждый корабль. На момент начала строительства они претендовали на звание самых крупных, т.к. имели стандартное водоизмещение более 25 тыс. т., а полное – 29,8 тыс. т. Длина корабля достигала 257,5 метров, а ширина – 26 метров. Каждый должен был нести на борту по 98 самолётов различного назначения. Численный состав экипажа достигал 1900 человек, 770 из которых – военнослужащие авиакрыла.По факту к моменту спуска на воду «Журавли» были первыми в мировом рейтинге, но спустя 2-3 года американцы стали спускать на воду один за одним авианосцы типа «Эссекс», сместив героев нашего рассказа на второе место.

Конструкторы на фоне строящегося авианосца перед спуском на воду
Конструкторы на фоне строящегося авианосца перед спуском на воду

Особенности конструкции

Авианосцы типа «Сёкаку» строились не с чистого листа, а использовали в своей основе усиленную и увеличенную конструкцию уже построенных авианосцев «Сорю» и «Хирю». Основное отличие – это двухъярусный ангар-надстройка над основной палубой. Увеличенная вдвое площадь позволила разместить больше самолётов, что конечно повлекло за собой существенное увеличение массы судна. Конструкторам пришлось изрядно потрудиться особенно в разработке бронирования. Бронепояс защищал лишь часть корпуса (энергетическую установку, топливные баки, оружейные склады) и был изготовлен из стали толщиной 21,5 см, а основная палуба – 17 см. Взлётная полоса и ангары бронирования не имели, что представляло существенную проблему – высокую вероятность поражения бомбами с самолётов при пикировании.Корпус «Сёкаку» был разработан таким образом, что при затоплении всех небронированных отсеков более 25% бронекорпуса находилось над водой.Многочисленное авиакрыло требовало быстрого подъёма самолётов на взлётную полосу. Для этого конструкторами разработан специальный электроподъёмник. Всего на авианосце устанавливалось по 3 подъёмника. Полный цикл от закатки самолёта на платформу и до выкатки на полосу занимал 40 секунд.Другая проблема, которую пришлось решать конструкторам, – это создание развитой системы пожаротушения. На борту находилось топливо (мазут) не только для собственной силовой установки, но и внушительный запас для самолётов, бомбы, снаряды, патроны для собственного арт-зенитного вооружения, а также для самолётов. Любой пожар на таком корабле мог стать последним. В этой связи всё судно было оборудовано развитой сетью пеномашин и углекислотных систем, в каждом отсеке был оборудован пост пожаротушения, в состав экипажа вошли специалисты-пожарные. Автономная система тушения способна была прокачать и выбросить 100 литров пены в минуту.

Авианосец «Сёкаку»
Авианосец «Сёкаку»

Закат японского величия

Авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» в купе с другими сверхмощными военными судами Японии должны были продемонстрировать всему миру величие островного государства, однако, планам не суждено было реализоваться. Авианосцам воевать пришлось совсем немного: первый после полученных повреждений от американской авиации долго ремонтировался, а в 1944 году отправлен на дно американской подводной лодкой, потеряв 1300 человек экипажа, второй, потеряв в боях большую часть своего авиакрыла, в том же 1944 году был уничтожен американской авиацией.

Авианосец «Сёкаку»
Авианосец «Сёкаку»

Наш Дзен канал.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи