Без тормозных парашютов F-35 норвежцам и даром не нужен.

Другие статьи

«Без подобной тормозной системы истребители выйдут из строя прямо на ледяных взлетно-посадочных полосах военных аэродромов», — заявили в Минобороны Норвегии. 

В 2016 году в норвежских военно-воздушных силах было принято решение обновить парк устаревших истребителей F-16 на новые F-35. Выбор на данный самолет пал не случайно. Уникальные характеристики истребителя позволяют его долгое время эксплуатировать при значительной отрицательной температуре. Единственным условием, которое было поставлено перед конструкторами из Lockheed Martin, установка на аппарат системы торможения с помощью парашюта.

Для этого норвежским парламентом было выделено примерно 20 млн. долларов, которые потребовали американцы за разработку и установку подобной системы. «Не каждый военный аэродром в Норвегии может позволить устранять наледь с взлетно-посадочных полос в зимнее время. Поэтому, парашютная система – необходимая часть элемента F-35», — отмечают норвежцы.

Надо отметить, что подобная система изначально отсутствовала на истребителе. По этой причине командование ВВС Канады отказалась от эксплуатации тридцатьпятых, остановив выбор на отечественных CF-188.

Но если клиент платит, то при желании можно поставить все что угодно. Конструкторы Lockheed взялись за разработку. Учитывая, что вес самолета составляет 13,5 тонны, было принято решение делать тормозной купол из кевлара, который повышал износостойкость парашюта. Испытания проводили на Аляске при температурах, сходных с норвежскими. Созданный модуль, который так и назвали Drag Chute (тормозной парашют), монтируется в задней части F-35, который в ручном режиме нажатием переключателя в кабине пилота активируется, а при повторном нажатии сбрасывается. Устанавливается модуль так, чтобы не создавать помехи для радиолокационной системы самолета.

F-35

В 2018 году американцы заявили о готовности модуля и установки его на норвежские истребители. При этом они отметили, что возможность не раскрытия составляет один на десять тысяч срабатываний.

Однако по мере эксплуатации норвежцы выяснили, что заявленный «процент брака» сильно преуменьшен. На самом деле не раскрытия составили в пределах ста на десять тысяч. Норвежцы потребовали от Lockheed устранить «погрешность». Через два года американцы заявили, что все выявили и устранили. И вот, на днях министр обороны Норвегии вновь выступил с заявлением, что процент «брака» уменьшился не существенно и потребовал уже от командования НАТО устранить досадную оплошность. «В противном, случае этот F-35 и даром не нужен», — примерно так заявил министр. И поставил сроки к началу зимнего сезона 2020-2021 годов.

Глядя на эту «эпопею» с тормозами в прямом и переносном смысле, Бельгийские ВВС приостановили ознакомление с контрактом на покупку F-35. Бельгийцы так же, как норвежцы искали замену для своих самолетов. И хотели видеть в своем парке дридцатьпятые с парашютами, вследствие чего выплатили Норвегии часть денег за оплату разработки системы Drag Chute.

Бельгийцы поддержали своих северных соседей и потребовали от НАТО разобраться в претензии. Тем временем военные не встали вступать в полемику с бизнесменами, а просто предупредили, что им придется возместить все убытки, понесенные членами Североатлантического союза. А если до этого все-таки дойдет, в дальнейшем устранить Lockheed Martin от участия в возможности предоставлять продукцию компании в странах участниц альянса.

Чем все закончится, можно будет понаблюдать в реальном времени. Если после зимы российские воздушные границы будут навещать истребители F-35 со знаком норвежских королевских ВВС, то для Lockheed Martin все закончилось удачно.

Последние статьи

Биопрограмма против РФ

Российский Совбез предупреждает об активизации американских исследований в военных биолабораториях.

Похожие статьи