Боевая авиация у ЧВК

Другие статьи

Авторы телеграм-канала «Крылья войны» подготовили материал, в котором рассказали о том, какими бывают частные военно-воздушные силы и для чего они используются.

По мнению авторов, принято считать, что любые ВВС военного предназначения, должны находиться в подчинении либо главы государства, либо его министра по военному ведомству. Однако на сегодняшний день реалии таковы, что военно-воздушные силы имеют представители частных-военных компаний. И такие частные ВВС порой бывают очень внушительных размеров.

Материал начинается с определения ЧВК. По мнению авторов, частные военные компании это организации на коммерческой основе, предлагающие специальные услуги по различной охране, обороне и сопровождению грузов, объектов и живых людей. Подобные ЧВК имеют схожую с армейской структуру, вооружение, форму и порой звания. Самые развитые компании не уступают по боеспособностям некоторым воинским формированиям того или иного государства.

Частников нередко привлекают к участию в боевых действиях для сбора различной информации, для консультационных и обучающих мероприятий, или даже для участия в самих военных действиях. Первая подобная ЧВК была организованна в 1965ом г. полковником британской спецслужбы САС Дэвидом Стирлингом, и называлась она Watchguard International.

Первые частные компании, конечно, не имели в своем составе боевую авиацию. Но со временем ситуация стала меняться. В составе ЧВК стали появляться собственные вертолеты, предназначенные для перевозки личного состава. Затем вертолеты стали использоваться и в боевых действиях. В конце концов, пришло время военной авиации.

Подобные самолеты первоначально выкупались из числа списанных по сроку службы. Такая практика появилась в США, а затем распространилась и в Великобритании. Конечно, по большей части самолеты были несколько устаревшими, из тех поколений, которые в действующих ВВС считались морально устаревшими, но для частников такая техника была «навес золота».

Вскоре после распада СССР в руки ЧВКашникам стали «попадаться» самолеты из стран, некогда входивших в военный блок Варшавского договора. Бывшие «соратники» по соц. лагерю старались избавиться от техники по многим причинам, главная из которых состояла в стремлении создать себе «первоначальный капитал», чем американцы и пользовались, скупая по дешевке находящиеся в отличном состоянии истребительную и штурмовую технику производства СССР. Так в США появились первые эскадрилья «агрессоров», применяющиеся для отработки боевых навыков пилотов ВВС Соединенных Штатов. «Агрессоры» имитировали потенциального противника, чтобы американские летчики «закаляли психику».

Спустя некоторое время, «агрессоры» потеряли свою популярность в связи с распадом СССР и уменьшением военной мощи России. Но с недавних пор Пентагон и НАТО вновь стали возрождать подобные подразделения авиаЧВК, снабжая их самолетами, имитирующие российскую и китайскую авиацию.

Но первым применением авиации в боевых операциях отличилась южноафриканская компания Executive Outcomes. В 1990ом г. южноафриканские «солдаты удачи» участвовали в войне в Анголе против местных повстанцев. На тот момент частники имели в своем распоряжении три «вертушки» Ми-8 и Ми-24, и столько же истребителей МиГ-23. А в роли штурмовиков выступали переделанные тренировочные машины Pilatus PC-7. ЧВК Executive Outcomes создавалась в качестве помощников подразделениям специального назначения ВС Южной Африки, поэтому нет ничего удивительного в таком вооружении частников.

ВВС Executive Outcomes
ВВС Executive Outcomes

В новом веке в 2005ом г. компания SCG International Risk стала предлагать своим клиентам услуги, среди которых было и использование военной авиации. SCG могли обеспечивать с воздуха проведение наземных боевых мероприятий, эвакуационные меры, перевозку особо опасных грузов, а также доставку различных персон в любую точку мира. В распоряжении частников имелись как истребительные машины, так и вертолеты. К сожалению, деятельность данной ЧВК является засекреченной.

В распоряжении самой известной на данной момент американской частной военной компании Academi, ранее именующие себя как Blackwater, официально военной авиатехники не числится. Зато в распоряжении компании есть документы, на основании которых компания владеет несколькими американскими авиакомпаниями, например, Aviation Worlwide Service или Presidential Airways. А вот на счету уже этих компаний имеется собственные аэродромы в штате Флорида. На этих аэродромах на постоянной основе находятся несколько штурмовиков Embraer EMB 314 и даже дирижабль Polar-400.

ВВС Academi
ВВС Academi

Четыре года назад основатель Blacwater Эрик Принс предложил властям Афганистана вместо собственных ВВС принять «на службу» авиаторов ЧВК Lancaster6, подчиняющихся руководству Academi. В состав «афганских» ВВС должны были войти палубные штурмовики Douglas A-4, авиационные машины разведчики LASA T-Bird и вертолеты Eurocopter AS332. Предлагались и четыре транспортника Ан-26 с беспилотником Lioneye в придачу.

На тот момент правительство Афганистана отказалось от услуг частников. Однако предложение все еще в силе и афганцы могут в любой момент стать первыми, кто откажется от собственных ВВС в пользу частной.

Дальше пошли компании, владеющие серьезным арсеналом авиации, способные участвовать в современных воздушных боевых операциях ВВС. Компания Airborne Tactical Advantage Company (ATAC) размещается в штате Вирджиния и является главным подрядчиком американских властей на всех авиационных учениях. В состав АТАС входят одиннадцать истребителей Hawker Hunters; шесть многоцелевых истребителей IAI F-21; два учебных самолета Aero L-39 и шестьдесят истребителей M irage F -1.

ВВС АТАС
ВВС АТАС

Draken International также специализируется на предоставлении своих услуг Министерству обороны США. Представители этой компании могут сыграть и роль «агрессоров» в учениях, и самолеты отремонтировать. По самым последним данным в составе DI числится сто четырнадцать самолетов, поэтому компания считается самой крупной среди авиационных ЧВК. В ее авиапарк входят Douglas A-4; Aero L-159E; Mirage F1; МиГ-21; Atlas Cheetah и многое другое.

ВВС Draken Int.
ВВС Draken Int.

Но самым многочисленным парком советских истребителей обладает самая старейшая частная авиационная компания Air USA. В авиапарке этой компании есть двадцать девять единиц МиГ-21 и двадцать три единицы МиГ-29. Эта компания также обеспечивает услуги по противостоянии «агрессоров» во время учебных мероприятий для боевых пилотов ВВС США.

В Соединенных Штатах действует множество частных компаний помельче, в составе которых имеется авиация. Все они имеют свои позиции и контракты с представителями Министерства обороны США. Основная деятельность этих компаний – обучение боевых пилотов. Но, так или иначе, частники могут быть задействованы в каких-либо боевых операциях, особенно в требующих высокой секретности. Что это за операции, навряд ли станет когда-либо известно широкому кругу интересующихся, в противном случае не было бы столь большого количества частных авиационных компаний, специализирующихся на боевой авиации.

Последние статьи

Разбирательство гибели бойцов подразделения «Призрак» продолжается

Военкоры указывают на отдельные проблемы, привёдшие к убийству пятерых бойцов Народной Милиции ЛНР, и опровергает слухи.

Похожие статьи