Боевые самолёты России, существовавшие в одном экземпляре

Другие статьи

Самым известным аппаратом, существовавший в единственном экземпляре был Су-37. Его визитной карточкой стал первый российский двигатель с управляемым вектором тяги. Благодаря силовой установки АЛ-31-ФП, истребитель имел самую лучшую манёвренность для боевых самолётов на тот период. Фигуры высшего пилотажа, такие как Кобра, Колокол и Чакра Фролова выполнялись «легко и непринуждённо». А последняя фигура впервые была показана именно на Су-37.

Но спустя семь лет эксплуатации истребителя, самолёт потерпел крушение и разбился. Программа по Су-37 была закрыта и попытки возродить проект не предпринимались. Однако все наработки, применяющиеся на «тридцать седьмом» легли в основу проектирования таких машин, как Су-35С и Су-30СМ, стоящие на вооружении в ВКС РФ на данный момент.

Су-37
Су-37

Другим единственным представителем боевой авиации стал перспективный истребитель Су-47. Впервые в воздух он поднялся в сентябре 1997го г. и по праву стал считаться самым необычным аппаратом боевой авиации. Крыло обратной стреловидности стало его визитной карточкой. Как утверждали конструкторы машины, подобная форма крыла улучшала управляемость аппарата на малых скоростях при взлёте и посадке, уменьшала радиолокационную заметность и очень сильно повышала аэродинамические характеристики истребителя.

Су-47
Су-47

Но именно такая особенность сыграла свою злую шутку в эксплуатации самолёта. Крыло с обратной стреловидностью можно было сделать только из композиционных материалов на основе углепластика. Такая технология стоила очень дорого. К тому же аппарат требовал более тщательного частого техобслуживания, в отличие от других истребителей, поэтому было принято решение не запускать машину в серийный выпуск. А единственный Су-47 теперь стоит в музее ЛИИ имени Громова.

Но «сорок седьмой» стал самолётом, на котором обкатывали в период с 2006го по 2008ой года оборудование для ПАК ФА, в последствии превратившийся в Су-57. На Су-47 «отрабатывали» принцип фюзеляжного размещения оружия, а также проверяли элементы повышающие «невидимость». Ну и «сорок седьмой» стал основой для разработки композиционных материалов, использующиеся в данный момент на обычной и уже привычной основе.

Проект истребителя пятого поколения разрабатывался ещё во времена СССР. В 1983ем г. в КБ Микояна была утверждена программа, которая так и называлась – «Комплексно-целевая программа». На её основе стали создавать новый планер, двигатель, бортовые радиоэлектронные приборы, вооружение и многое другое, позволяющее создать совершенно новый самолёт истребительной авиации. В 1991ом г. появился прототип МиГ-1.44.

МиГ-1.44
МиГ-1.44

Машина должна была лететь на скорости до трёх тыс двести км/час, набирать высоту равной двадцати тыс метров, при дальности полёта не менее 4-х тыс км. На самолёте было размещено 12-ть точек для внутренней подвески боеприпасов и восемь для внешней. Состав экипажа состоял из одного человека.

Но разразившаяся перестройка поставила крест на многофункциональном истребителе. А постановление правительства о создании проекта Су-57 окончательно отправило МиГ-1.44 в музейный комплекс в Жуковске.

Другим единственным представителем из состава экспериментальных самолётов боевой авиации стал сверхзвуковой бомбардировщик М-50.

М-50
М-50

Аппарат получился классическим, с треугольным крылом и вытянутым фюзеляжем с минимальным сечением. На бомбардировщик установили четыре силовых установки, две из которых устанавливались под крыльями и две на концах крыльев. Предполагалось, что бомбардировщик сможет лететь на дальность пятнадцать тыс км при скорости до двух тыс км/час. Но поднявшись одиннадцать раз в воздух, аппарат так и не смог развить скорость больше одной тыс ста км/час. Из-за такого несоответствия проект был закрыт. Однако наработки по первому сверхзвуковому бомбардировщику в дальнейшем использовались при проектировании Ту-160.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи