БПЛА Альтиус уже более девяти лет не может взлететь

Другие статьи

27 ноября на электронных страницах журнала Life был размещен материал, в котором авторы рассказали о судьбе ударного беспилотного летательного аппарата российского производства, именуемый «Альтиус».

Как отмечают авторы, разработка тяжелой ударно-разведывательной машины началась в 2011 году. Прежде чем объявить тендер на разработку, Министерство обороны РФ изучило возможности беспилотных аппаратов и пришло к выводу, что назрела необходимость его применения в вооруженных силах России.

Тендерный конкурс выиграло ОКБ имени Симонова из города Казань. Им предстояла огромная работа по созданию автономного беспилотника, способного находится в воздухе до двух суток.

Инфо
Инфо

На то, чтобы спроектировать аппарат, построить и запустить его в первый полет казанцам понадобилось пять лет. Впрочем, учитывая, что у ОКБ не было конкурентов, время их не особо беспокоило. Казанцы большое внимание уделили качественной составляющей БПЛА.

Но спустя два года после первого полета «Альтиуса», главного конструктора машины Александра Гомзина задерживают и отправляют в следственный изолятор. Ему предъявили обвинения в незаконном расходовании бюджетных средств на сумму 900 миллионов рублей.

Гомзин же утверждал, и до сих пор утверждает, что ОКБ им. Симонова стала жертвой захвата рейдерами, которые «стремились перераспределить финансовые потоки под государственный оборонзаказ». В 2018 году Министерство обороны приняло решение закрыть работы над беспилотником. К тому времени на разработку и воплощения в жизнь «Альтиуса» уже было потрачено порядка трех миллиардов рублей.

Беспилотник «Альтиус»
Беспилотник «Альтиус»

Но радует то, что проект не был закрыт совсем. Все наработки, вместе с частью персонала, который отвечал за инженерное сопровождение БПЛА, были переданы Уральскому заводу гражданской авиации. А в 2019 году первый предсерийный образец «Альтиус-У» совершил «очередной» первый полет.

В январе 2020 года все испытательные мероприятия экспериментального аппарата были завершены. Но тут наступил «режим молчания». Про «Альтиус» не было ни какой информации. Он даже не появился на очередном форуме «Армия 2020». Как утверждают специалисты, такой режим может быть связан только с серьезными недоработками в беспилотнике.

Какие же недоработки может понести аппарат, который завершил уже все испытания и готовился к выходу в серию? Первой и самой предполагаемой причиной считались силовые установки А03 немецкой компании RED Aircraft. В свое время казанцы заключили контракт с немцами, главой которых был уроженец города Казани Владимир Райхлин, уехавший в Германию и сумевший создать промышленное предприятие. Однако в 2014 году из-за введенных санкций, сотрудничество прекратилось. «Альтиус» остался без двигателей.

Пришлось переключиться на российские аналоги, которым стал двигатель ВК-800. Но как оказалось, силовая установка не подходило под аппарат и требовало работы для адаптации. Для этого пришлось менять форму конструкции как самого беспилотника, так и двигателя. Многие эксперты даже утверждают, что «Альтиус» пришлось перепроектировать.

Ддвигатели немецкий и российский
Ддвигатели немецкий и российский

«Альтиус» не мог находиться с российской силовой установкой в воздухе двое суток, что требовалось по техническому заданию. А установка второго двигателя утяжеляло конструкцию на четыре тонны, плюс к тем двум тоннам, которые появились после передачи изделия уральцам.

Но двигатели это одна проблема. Вторую проблему ярко обрисовали беспилотные летательные аппараты турецкого производства Bayraktar TB-2. После его «победных действий» в Нагорном Карабахе, специалисты тщательно «рассмотрели» беспилотник, и увидели, что «турок» на 80% состоит из импортных комплектующих. А так как западу турецкие машины, мягко говоря, «немного» мешали, то фирмы поставщики отказались снабжать турков комплектующими. И санкций никаких вводить не потребовалось.

Выяснилось, что австрийская компания Rotax, которая поставляла для Байрактаров двигатели, обслуживает российские БПЛА «Орион». И вполне возможно их услугами воспользовались для решения проблемы с двигателями на «Альтиус». Однако если выясниться в «неподходящий» момент сей факт, то это откатит развитие российского беспилотного строения еще на несколько лет назад.

Как утверждают авторы материала, инженеры производителя на данный момент занимаются разработкой новой версии беспилотника «Альтиус-РУ». Работы по новому проекты были открыты сразу по окончанию испытательных полетов оригинала. На его базе специалисты пытаются применить российский двигатель, который будет соответствовать техническому заданию. Кроме того на «Альтиус-РУ» дорабатывается система связи со спутником и комплекс управления вооружением. Без них машина не будет выполнять своих функций. О времени выполнения требований, к сожалению нигде не указывается.

Сей факт говорит о том, что российские вооруженные силы останутся без ударного беспилотного аппарата как минимум еще на один год. Можно конечно обойтись и без подобного БПЛА, но вот отрицать момент потери своего места на рынке вооружения в данной нише, было бы глупо. Уже сейчас формируется спрос на БПЛА, чей объем, по грубым подсчетам военных экспертов, через десять лет составит до 25 миллиардов долларов. Если сравнивать с чем либо, то можно сказать, что весь доход от экспорта российского оружия за год составляет 15 миллиардов долларов. Сейчас на рынке беспилотников доминируют такие страны, как Китай, Турция, Израиль, США. К моменту как Россия создаст свой первый ударный беспилотник, «продавцы» еще более укрепят свое положение на рынке и навряд ли «подвинутся для продавца» из России.

В общем, рожденный в России беспилотник, пока полноценно взлететь не может.

Дзен

Последние статьи

«Российский агрессор» в небе над Британией

Американский лётчик во время военных учений в Англии, красовался с «российским» шевроном.

Похожие статьи