Что не так со строящимися универсальными десантными кораблями в Керчи?

Другие статьи

Военный эксперт Сергей Ищенко решил выяснить, почему принятые к строительству на производстве «Залив» в городе Керчи универсальные корабли Иван Рогов и Митрофан Москаленко, в каждом новом упоминании, исходящие из различных источников официального и неофициального толка, меняют свои параметры.

Эксперт начинает с напоминания, что осенью 2019-го г. информационное агентство ТАСС сообщило о намерении заложить два «универсальника» водоизмещением по пятнадцать тыс тонн каждый. Такое строительство должно было начаться в мае 2020-го г. Универсальные транспортные средства должны оснащаться десятью вертолетами и большой плавающим доком для морских катеров.

Но зимой 2020-го г. главный командующий ВМФ России Николай Евменов заявил, что «УДК совершенно новый проект для России. Водоизмещение кораблей будет двадцать тыс тонн, и они будут сравнимы с французскими вертолетоносцами по их качественным характеристикам».

Закладка УДК состоялась в июне 2020-го г. Предполагается, будто главком ВМФ не будет сообщать ложные сведения, и проект кораблей имел тоннаж, указанный адмиралом – двадцать тыс тонн. Однако проходит два месяца и ТАСС, ссылаясь на неназванный источник, утверждает, что Рогов и Москаленко будут иметь тридцать тыс тонн водоизмещения. Одновременно с этим число применяемых на УДК вертолетов выросло с десяти до шестнадцати на каждом борту. К тому же УДК снабдят пока не существующими, но планирующимися к производству, ударно-разведывательными беспилотниками.

Торжественная закладка УДК в Керчи
Торжественная закладка УДК в Керчи

Но и это еще не все чудеса, происходящие с заложенными в Керчи десантными кораблями. В декабре 2020-го г. замминистра обороны РФ Алексей Криворучко рассказал журналистам «Красной звезды», что УДК уже планируется с тоннажем в сорок тонн каждый. Тут многие эксперты стали задаваться вопросами: «Что вообще планируют построить в Керчи?»

Вопросы напрашивались сами собой, потому как подобным тернистым и дорогим был путь БДК Иван Грен, который строили в Калининграде на производстве «Янтарь». Этот БДК планировался еще во времена СССР. Идея была такова – небольшой по размерам и водоизмещению корабль мог бы использовать водные артерии внутри страны для перемещения между флотами. Но уже на этапе проектирования командование военно-морского флота поменяла концепцию. Им понадобился огромный морской транспортник, который не смог бы влезть ни в одну реку, но зато с легкостью бороздил морские просторы и перевозил усиленные подразделения морпехов.

БДК Иван Грен
БДК Иван Грен

Дальше командование ВМФ преподносили инженерам дополнительные требования, как на стадии проектирования, так и на стадии строительства. В конце концов, Иван Грен стал рекордсменом по самому долгому строительству корабля – заложенный в 2004-м г., БДК с трудом «выплыл» в состав Северного флота в 2018-м г. И как утверждают многие эксперты, корабль имеет серьезные недоделки. Иначе как объяснить тот факт, что Грен за минувшие два года так и не выбрался из Заполярного круга, хотя присутствие подобного транспортника в той же Сирии очень бы облегчило задачи по обеспечению российского контингента на Ближнем Востоке.

Пугает, что подобная «карусель» начинается и с заложенными УДК. Чтобы увеличить водоизмещение корабля, мало добавить в него железа. Необходимо поменять все основные узлы транспортного средства – двигательные установки, запасы топлива, мореходные характеристики, количество экипажа и многое другое. Для этого конструкторам придется за считанные дни переработать массу чертежей и документов и выдать готовый к строительству проект.

Как правило, такие переделки чреваты серьезными проблемами на испытательных мероприятиях, исправление которых в уже готовых образцах обходиться еще дороже, чем на уровне чертежей. Почему такое происходит с Роговым и Москаленко? Неужели опыт Ивана Грена не научил корабелов не допускать подобные ошибки?

По мнению автора материала, дело в том, что военные до сих пор так и не определили, зачем им нужен универсальный военный корабль. Для каких задач он готовится и где планируется его применение. Если высаживать десант на чужих берегах, то до этого берега необходимо еще добраться в целости и сохранности. Для этого надо овладеть воздушным пространством над тем берегом, куда пристанет УДК. Как это сделать без мощной морской авиации? Никак…

Если же планируется заброска десанта в те места, где не будет сопротивления в небе, то все равно нужна мощная огневая поддержка, способная подавить береговую охрану. Как это сделать с единственной сто миллиметровой автоматической артиллерийской установкой, которую планируют установить на кораблях? Правильно, никак. Использовать вертолеты Ка-52К, общая численность которых всего шестнадцать единиц? В первый же заход вооруженные силы России лишаться этих машин. Поэтому и возникает вопрос – для чего вообще затеяли подобное строительство, стоимость которого равняется не менее ста млрд рублей.

Сергей Ищенко утверждает, что разгадка может крыться в одной из фраз президента РФ, сказанной одному из рабочих «Залива» в момент торжественной закладки кораблей. Он сказал, что «Иван Рогов и Митрофан Москаленко в итоге будут немного изменены, в сравнении с первоначальным проектом. Их можно будет применять и для других целей. Но это секрет».

Графика российского УДК
Графика российского УДК

Какие такие другие цели? В своем большинстве многим россиянам секретом были и первоначальные цели УДК. Но автор материала говорит, что единственным, что «всплывает в голове» – морские машины в итоге станут не УДК, а авианосцами. Нет, не те, которые имеют водоизмещение по сто тыс тонн, а именно легкие сорока тысячники. Если это так, то вроде как все разъясняется. Особенно те разговоры, которые велись в 2017-м г. еще при заместителе обороны Юрии Борисове о разработке палубных истребителей с вертикально-укороченным взлетом и посадкой. Борисов тогда говорил, что на разработку и постройку такого самолета, в основу которого лягут технологии ОКБ Яковлева, уйдет максимум десять лет. Это как раз то время, когда должны будут спущены на воду наши УДК.

Если это так, то подобные метаморфозы становятся более понятными и логичными. Конечно, на полное копирование еще советских технологий никто не пойдет, придется большую часть созидать снова. Отсюда и выплывают новые технические параметры кораблей. И все же, данная гипотеза всего лишь предположение. А то, что Минобороны молчит по данному поводу, так военную и коммерческую тайну еще никто не отменял.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи