Еще раз про «беспилотный флот» ВС Азербайджана

Другие статьи

Новые гаджеты предупредят американских военных о коронавирусе за 2 дня до появления симптомов

Технология известна как Rapid Analysis of Threat Exposure или RATE и состоит из неинвазивных гаджетов, которые можно носить на руке. Они обеспечивают раннее предупреждение об инфицировании за 48 часов до того, как у человека появляются начальные симптомы заболевания, позволяя гарантировать готовность армии и защититься от угрозы дальнейшего распространения коронавируса.

Как спасется армия РФ от демографической ямы?

В России в период до 2030 года численность мужского населения в возрасте от 20 до 35 лет сократится на двадцать процентов.

Конгресс США отклонил предложение о «консервации» штурмовиков А-10 Thunderbolt II

Штурмовик разрабатывали в 70-х годах прошлого века как самолет авиационной поддержки

Авианосец USS John F. Kennedy (CVN-79)

Второй авианосец США класса "Ford" и водоизмещением в 100 тысяч тонн! Стоимостью свыше 11 миллиардов долларов!

США будет строить систему сверхдальнобойной артиллерии

Рассказывая о своих намерениях о создании суперпушки, в США поделились планами по её использованию. Сухопутные версии SLRC должны появиться Европе, как минимум в Польше (конечно для выстраивания мира с Россией с позиции силы), а для линкоров обозначены более разнообразные цели.

Договор по открытому небу: Западу не нужен, России тем более?

Российские власти уже в конце января могут объявить о выходе из договора.

Су-30СМ ВВС Армении летает только на воздушных парадах

Армянские военно-воздушные силы располагают четырьмя истребителями российского производства, которые так и «не оторвались от земли» во время боевых действий в Нагорном Карабахе.

Пехота. Часть 5

Опыт Второй мировой войны был учтен и проанализирован, где была осознана необходимость, при ведении современной войны, посадить пехоту в бронированное, вооруженное средство передвижения.

Российский военный и общественный деятель Виктор Мураховский на электронных страницах портала «Арсенал Отечества» поместил материал, в котором сделал подробный «разбор полетов» беспилотных летающих аппаратов, принадлежащих вооруженным силам Азербайджана и использовавшиеся в Нагорном Карабахе против армии Армении.

Материал интересен тем, что по прошествии нескольких месяцев со дня окончании конфликта появляется более подробная информация о задействованных в боевых действиях подразделений. С некоторых моментов спадает гриф секретности и становится очевидным новый взгляд на происходящее. Данный материал «отметает» все победные реляции, относящиеся к применению беспилотников, и выдает реальную оценку «успехов» БПЛА.

Автор пишет, что в первый раз за всю историю военных конфликтов, в Нагорном Карабахе боевая авиация была представлена по большей мере беспилотным боевым флотом, даже несмотря на то, что у противостоящих сторон имелись пилотируемые боевые машины. Возложенные на БПЛА азербайджанским командованием задачи в целом были успешно выполнены. Они заключались в следующих моментах: уничтожение систем ПВО противника; завоевание воздушного пространства в зоне конфликта; нанесение ударов по наземным объектам противника, как на линии соприкосновения, так и в оперативной глубине; отсечение района боевых действий; разведывательная деятельность; корректировка прицельного огня; установка связи между подразделениями; подавление связи противника с помощью систем РЭБ. Использование группировки пилотируемых самолетов для тех же задач потребовало бы в несколько раз более весомых затрат, чем в случае с БПЛА.

Израильский БПЛА на параде в Баку
Израильский БПЛА на параде в Баку

Несомненно, следует иметь в виду и наличие благоприятных факторов, которые помогли азербайджанским военным успешно использовать беспилотный флот. Первым делом это касалось отсутствия у противника эффективных систем ПВО. Во вторую очередь, армяне проявили пренебрежение мерами противодействия воздушному «налету» — маскировка, инженерные укрытия, системы радиоэлектронной борьбы. И все же столь массовое применение беспилотных аппаратов стало новым веянием в военном деле.

Сама операция «Железный кулак», ставшая победной для Азербайджана, уложилась в основные требования боевых действий – подготовка, ход событий и победная реляция. В данных мероприятиях было отмечено: Азербайджан опередил своего «оппонента» в мобилизации и размещении вооруженных сил на линии первого удара; была проведена масштабная разведка боем по всему фронту, основная часть, которой пришлась в направлении главного удара; состоялся основной прорыв зоны обороны на определенном участке и дальнейший выход на оперативный простор; наступление происходило в расходящемся направлении; осведомленность на поле боя была намного выше, чем у противника; была проведена дезорганизация командирского состава противника для нарушения управления воинскими формированиями; обходящие подразделения создали охват армии Армении; дальнейшая изоляция ее основных сил с захватом основного города использующийся для снабжения.

Все это поспособствовало тому, что после активного вмешательства российских миротворцев, Армения безоговорочно приняла условия перемирия, чтобы не допустить полного разгрома своей армии. Данный опыт, по мнению автора, требует более подробного изучения. Но сейчас стоит рассмотреть роль беспилотников в Нагорном Карабахе.

Власти Азербайджана проявили прагматичный и рациональный подход к формированию собственных вооруженных сил. Еще со времен окончания первой войны в Карабахе, Баку совершали военные закупки с целью освобождения захваченных, по их мнению, территорий в НКР. Военные Азербайджана определи, что создание военно-воздушных сил на основе беспилотных аппаратов станет наименее затратным и наиболее эффективным с учетом состояния дел в вооруженных силах Армении. В скором времени был найден партнер, обеспечивший создание беспилотного флота для Азербайджана. Израильские партнеры предоставили несколько образцов машин, которые и помогли определиться Баку. В скором времени уже на азербайджанской территории стали собираться беспилотники из комплектующих, поставляемых с заводов-производителей Израиля.

Первые покупки беспилотников начались в 2007 году. Уже в следующем году азербайджанцы стали сами собирать аппараты Orbiter-2M. А в 2011 году Баку заплатила израильской фирме IAI 1,6 млрд долларов для покупки зенитно-ракетного комплекса «Барак-8», а также БПЛА разного предназначения. В 2016 году стало известно, что Баку выплатила израильтянам порядка пяти млрд долларов за купленные беспилотники.

Двенадцать лет понадобилось Азербайджану, чтобы полностью укомплектовать собственную армию беспилотными аппаратами, среди которых были и так называемые «барражирующие боеприпасы». А прошлым летом началось сотрудничество Баку с турецким производителем ударных беспилотников Bayraktar TB2. В придачу к ним были куплены и барражирующие элементы STM Kargu. В прилегающем к столице Азербайджана районе было открыто дополнительное производство БПЛА, где стали собирать и израильские машины, и турецкие. Но кроме этого, там же на производстве Azad Systems стали переделывать шестьдесят советских «кукурузников» Ан-2. В них установили приборы, которые с помощью дистанционного управления могли совершать полеты. К началу Карабахского конфликта в ВС Азербайджана насчитывалось сто двадцать БПЛА и свыше четырехсот штук барражирующего оружия.

Турецкий БПЛА на параде
Турецкий БПЛА на параде

Использование беспилотников в операции делилось на три части. Первая, на данном этапе в основном применялись в качестве «приманки» Ан-2 на дистанционном управлении. С помощью «кукурузников» дроны-разведчики выявляли огневые точки противника. Второй этап заключался в подавлении этих самых точек. А на третьем были организованы удары по другим целям, представляющих возможную опасность для дальнейшего наступления.

Для «Железного кулака» было создано двенадцать тактических подразделений БПЛА, задействованные в определенных районах ответственности каждого из подразделений. Как правило, они запускались в пятидесяти км от линии соприкосновения и выполняли свои задачи перед самым началом наземного наступления. Один из аппаратов, находясь на высоте до девяти км, выполнял функции контроля над обстановкой. Разведчики и корректировщики действовали на высоте до семи км. На малых высотах «работали» барражирующие ударные дроны. В первое время конфликта фиксировалось до ста единиц беспилотников ежесуточно, постоянно «висевших» в небе.

Автор говорит, что противовоздушная оборона Нагорного Карабаха, если иметь в виду единую систему с единым командованием, эшелонированными укрепрайонами и рубежами обороны, практически отсутствовала. Не существовало и радиолокационного покрытия зоны боевых действий на высотах среднего и дальнего действия, не говоря уже про малые. Фактическая оборона свелась к использованию мелких формирований ПВО и даже к отдельным машинам устаревших систем ЗРК. Наблюдалось и делегирование командных полномочий на уровне командира батареи, взводов и расчета. На тот уровень, чья информативная осведомленность сводилась к нулю.

Однако многие источники утверждают, что армяне смогли сбить больше ста беспилотных летательных аппарата азербайджанских вооруженных сил. А примерное равенство в людских потерях говорит о том, что основной вклад в огневое подавление внесла артиллерия. Армения, как сторона, практически не имеющая БПЛА, смогла нанести тот же урон, что и азербайджанская сторона, захватившая господство в воздухе. Нет сомнений, что БПЛА внесли свой вклад в победу ВС Азербайджана. Но решающую роль в победе беспилотники уже получили в средствах массовой информации.

На третьем этапе операции «Железный кулак» армянские военные смогли настроить на боевое применение против беспилотников собственные ЗРК Тор-М2КМ. В сочетании с системами РЭБ Поле-21 средства ПВО не позволили азербайджанским беспилотникам вести разведывательные и координирующие «работы». Стало возможным подключить к борьбе с БПЛА расчеты С-300П. Как результат: за последние две недели боев Азербайджан терял в сутки в среднем по семь беспилотников. Это привело к уменьшению интенсивности полетов беспилотных машин. А зону барражирования ударных БПЛА пришлось сдвинуть на двадцать км вглубь Азербайджана от линии соприкосновения.

Тор-М2КМ ВС Армении
Тор-М2КМ ВС Армении

Потери для Баку были чувствительными. Но «восполнять запасы» было нечем. Этот факт, в какой-то мере поспособствовал азербайджанцам пойти «на мировую». И все же Баку достиг своего результата при минимальной потере собственных зенитно-ракетных комплексов.

Но если представить, что Армения в свое время закупило бы парочку ЗРП (зенитно-ракетных полков), в котором по шестнадцать Торов, разведывательные средства и системы управления, помогло бы это армянским военным очистить небо от азербайджанских беспилотных аппаратов? Скорей всего помогло. А помогло бы это удержать позиции? Может быть… Но это уже другой разговор.

Последние статьи

Боевая авиация у ЧВК

Некоторые частные военные компании обладают «воздушным флотом», способным участвовать в некоторых боевых действиях против стран-агрессоров.

Суданский фронт. Начало

Впервые за двадцать лет в Порт-Судан прибыл американский экспедиционник с морскими пехотинцами на борту.

Искусственный интеллект Арматы впервые «вычислил и сопроводил» цель

Испытания по применению систем ведения огнем танка Т-14 прошли успешно.

Как шведы впаривают истребители финнам

Причиной для подобной сделки указывается «возможность совместного отражения российской агрессии».

«Прочность новых автоматов не соответствует старому калашу» — эксперты

Футуристичный дизайн, множество пластиковых элементов и алюминиевая основа не смогли превзойти по техническим характеристикам оружие на платформе АК и AR.

«Альтиус» — загадочный беспилотник казанских конструкторов

За время его создания сменилось название БПЛА, а вместе с ним и производитель, но не менее интересным является заявленное предназначение аппарата.

Как сорокапятилетний Т-72Б3 может соответствовать современным реалиям?

Американские эксперты провели «экспертизу» всех модернизаций данного танка.

Беспилотные ведомые появились и в ВВС США

Испытания аппаратов назначены на лето этого года.

Похожие статьи