Эскадрилья Aggressor ВВС США

Другие статьи

Джейми Хантер был приглашен на военно-воздушную базу ВВС США Неллис, расположенную в штате Невада. На данный момент на этой базе размещается 57-я оперативная группа военно-воздушных сил Соединенных Штатов. Заместитель командира этой группы подполковник Ян Куц Шталь лично встретился с журналистом и рассказал много интересного про пилотов этой группы.

В последнее время Пентагон стал наращивать учебные подразделения боевой авиации, которые имитируют ВВС стран потенциального противника. «Если раньше в подобных подразделениях были самолеты в ливреях СССР, то сегодня такие ливреи имитируют истребители России и Китая», – рассказывает подполковник.

Агрессоры в воздухе
Агрессоры в воздухе

В 2016 году командование ВВС США заявило, что хочет обучить пилотов истребителей F-22 и F-35 воздушному противостоянию с агрессором, чтобы американцы могли побеждать противника в соотношении 3 к 1 или даже 4 к 1. Причем не просто противостоять, а быть победителем, как за пределами видимости, так и в зоне визуального боя. Поэтому было принято решение расширить авиапарк самолетов, имитирующих машины потенциального противника.

Подобные учебные мероприятия не являются чем-то новым. Такие подразделения впервые появились после войны во Вьетнаме. Командование авиацией было несколько обескуражено фактом того, что коэффициент соотношений побед и потерь в воздухе равнялся 2,5 к 1. К примеру, подобный коэффициент во время войны в Корее равнялся 10 к 1 в пользу американцев.

При внимательном рассмотрении воздушных боев во Вьетнаме выяснилось, что американские пилоты не были готовы к равной по силе советской школе авиапилотирования, которой обучились вьетнамские летчики. Американцы готовились к воздушным боям, в противостоянии своим же товарищам. Но когда они «столкнулись со свирепостью и хитростью противника, многие из пилотов ВВС США испытали шок, переросший в психологический барьер перед врагом. Летчики стали избегать встречи с истребителями, на которых красовались красные звезды», – поясняет Шталь.

Полковник ВВС США Шталь
Полковник ВВС США Шталь

Формирование авиаподразделений агрессоров привело к тому, что ВВС США спустя некоторое время получило опытных инструкторов, способных обучать противостоянию летчикам СССР, а позже и России. Ян Куц Шталь стал пилотом-агрессором более десяти лет назад. До этого ему пришлось полетать на различных американских истребителях одиннадцать лет. «Шанс стать агрессором предоставляется лишь единицам американских пилотов. Мне такой шанс выпал благодаря тому, что он стал инструктором в Европе, где обучал курсантов НАТО. Там я познакомился с немецким летчиком, который ранее летал на МиГ-29 в ВВС ГДР. А позже этот немец организовал мне полет на советском истребителе. Конечно, отказаться от такой возможности я не смог. Полетать на самолетах потенциального противника – мечта многих пилотов боевой истребительной авиации. Благодаря этому моменту вся моя дальнейшая карьера была связана с подразделениями Aggressor», – рассказывает подполковник. Однако полет на МиГ-29 по уверению летчика, стал не самым кульминационным моментом в его жизни. Но об этом чуть попозже.

Новая программа AGRS была развернута в 2003 году. А в 2007 году были возобновлены воздушные учения Red Flag, где представители ВВС стран НАТО имитировали боевые действия против самолетов противника.

«Стать инструктором-агрессором не так просто. Необходимо иметь кроме навыков высшего пилотажа и боевого опыта способности, помогающие добиваться победы любой ценой. Таких пилотов ищут во всех авиаподразделениях ВВС. Тех, кого нашли, очень долго тестируют, изучают и, в конце концов, выносят определение. Не всех отобранных принимают. Мне очень повезло в этом плане», – говорит Ян Шталь.

Всех, кто служит в агрессорах, подполковник называет «ботаниками». «Это потому, что они все помешаны на самолетах, и тем более на самолетах русских. Я не уверен, что сами русские знают про них столько, сколько мои ребята», – комментирует подполковник.

F-15C раскрашенных под агрессора
F-15C раскрашенных под агрессора

«Новая волна» агрессоров в США пришлась на появление в военно-воздушных силах истребителя пятого поколения F-35. Командованию необходимо было выяснить, как сможет противостоять противнику этот самолет. «Нам разрешили использовать против него все свои знания и умения. И поверьте на слово – «поиздевались» мы над ним по полной. Но F-35 выдержал все наши попытки «уничтожить» истребитель в учебном бою. Может быть из-за того, что пилотом самолета был человек из нашей группы. Но скорей всего опыт пилота и возможности самолета стали залогом успешных действий», – рассказывает Шталь.

Что касается пилотов России и Китая, то подполковник уверен, что их подготовка превосходит подготовку военных летчиков в ВВС США. «Если знания об авиации противника это прерогатива пилотов агрессоров в американских военно-воздушных силах, то такие знания вкладываются в любого боевого пилота российских или китайских ВВС. Да и сами самолеты обладают техническим уровнем, в некотором плане превосходящие уровень американских истребителей. Совсем недавно мне посчастливилось испытать эйфорию от полета на российском Су-30МКИ. Произошло это в 2016 году на Аляске где проходили очередные учебные мероприятия Red Flag. В тот год в учениях принимали участие самолеты индийских ВВС. Доверительные отношения с индийскими друзьями позволили мне полностью почувствовать себя пилотом агрессором. Я окунулся в мир русских, и этот момент оставил неизгладимый след в моей памяти. Полет на Су-30 стал вершиной в моей карьере», – рассказал Ян Куц Шталь.

«К сожалению, расширение подобных подразделений AGRS говорит о том, что в мире очень неспокойная обстановка. Пилоты всеми способами пытаются научиться противостоять врагу, встреча с которым может произойти в любой момент. А вот что последует за такой встречей, одному только богу известно», – делает вывод автор материала американский журналист Джейми Хантер.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи