Есть ли логика в военно-морских контрактах Украины?

Другие статьи

Юрий Бутусов украинский журналист. Он является главным редактором портала Cenzor.net. Имеет высшее образование в области международного права. Входил в конкурсную комиссию по избранию кандидата на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украины. В 2015 году стал «Человеком года» на родине.

На электронных страницах сайта, где Бутусов является редактором, вышла его статья, в которой он проводит анализ контрактов 2020 года, заключенных для пополнения состава военно-морских сил Украины.

Журналист пишет, что по итогам прошлого года в скором времени ВМС получит пять корветов, восемь ракетных и тридцать девять патрульных катеров и один береговой дивизион ракет противокорабельного назначения. Общая сумма контрактов составила рекордную для Украины сумму 3, 7 млрд долларов. Эксперт пишет, что столь огромные суммы были озвучены без учета стоимости ввода и эксплуатации плавсредств.

Дальше Бутусов пишет, что властям необходимо давно уяснить, что граждане Украины должны знать все затраты, которые идут на закупку военных машин, беспилотных аппаратов, боеприпасов, пулеметных установок. В общем, всего того, что закрывает огромные нужды войны, которые официальный Киев предпочитает не замечать. Все эти заключенные контракты, основная цель которых, фотосессии в столицах других государств, когда под вспышки фотокамер происходит подписывание документа. Но власти, по всей видимости, не хотят понимать, что создали огромный перекос в направлении морского вооружения, совсем не обращая внимания на нужды других родов войск. И особенно действующей армии, оставшаяся в стороне от технологического прогресса и не имеющая даже обязательных современных видов вооружения.

Но по порядку. Первым делом автор называет сами контракты. Так, например контракт с США предусматривает покупку новых патрульных катеров Марк-6 и «бывших в употреблении» катеров проекта Island. Во Франции Украина «усмотрела» патрульные катера FPB-98 для государственной пограничной службы. В Турции корветы проекта ADA. В Британии был составлен меморандум под кредитные платежи на покупку различных ракетонесущих катеров и постройку под них необходимой морской инфраструктуры. А в самой Украине будет заказан дивизион ракет противокорабельного назначения «Нептун» на броневых тягачах «Татра», стоимость которого будет составлять примерно семьдесят пять млн долларов.

Марк-6
Марк-6

Дальше журналист пишет, что анализ сделок показывает полное непонимание властями Украины сценариев применения ВМС в возможных боевых действиях на море. И вдобавок к этому Киев показывает несоответствие текущим задачам в войне. На эти выводы наводят два рассматриваемых при анализе вопроса: Первый, что было куплено и какая польза от этого? И второй, какие проблемы могут создать покупки?

Касательно американских контрактов. Как заявил украинский МИД, постройка шестнадцати катеров Марк-6, общей стоимостью до шестьсот млн долларов, уже началась. Из них шесть будут представлены на основе безвозмездной помощи, а остальные десять – за счет бюджетных средств страны. Вооружение катеров состоит из пушек калибра 25 мм, пулеметов 12,7 мм и оптиколокационной станции. Предназначение Марка – действие в береговой зоне и высадка небольших подразделений специального назначения. А также они могут использоваться для остановки морских судов для осмотра. Масса одного катера составляет примерно шестьдесят пять тонн. Это позволяет перемещать катера по земле с одно моря в другое.

Катера типа Islands также будут представлены по программе безвозмездной помощи. Практика применения таких катеров у украинских моряков уже есть – два из них числятся в УВМС. Три придут в скором времени. Основные преимущества транспорта в большом водоизмещении, хорошей мореходностью, автономностью и низкой цены. Но минус катеров в том, что вооружение на нем можно применять только против легко вооруженных катеров или каких либо нарушителей границы. К тому же б\у требует большего вложения средств при эксплуатации. Надо помнить и том, что патрульные катера совсем не предназначены для ведения боев на просторах Черного моря. Это узкоспециализированные плавсредства берегового применения. Даже на флоте США их всего двенадцать. «Зачем Украине столько Марков, на которые будут потрачены средства из государственного бюджета?», – спрашивает автор.

Что касается французских катеров, то власти исходили из интересов пограничной службы. Двадцать FPB-98 обойдутся в сто шестьдесят млн долларов. По техническим параметрам «французы» мало чем отличаются от Марков. Предполагалось, что они заменят устаревшие катера советского производства. Но задачи FPB точно такие же, как и у американских катеров – охрана береговой зоны. «Неужели Марков и Islands было недостаточно для этого?» – опять задается вопросом автор. Но ответ состоит в том, что пограничники сами для себя заключали контракт, без согласования с остальными службами. Вот только выделяемые деньги будут общие – бюджетные.

Что касается турецких корветов типа ADA. По контракту предполагается постройка пяти кораблей, стоимость каждого примерно двести шестьдесят млн долларов. Финансирование естественно будет проходить из госбюджета.

Турецкий корвет
Турецкий корвет

В самой Турции на вооружении состоит четыре таких корвета. Основное предназначение кораблей – борьба с подлодками противника и надводными военными судами. На вооружении кораблей находится торпеды, гидролокатор, артиллерийская установка, ракеты против кораблей и вертолет. Судно является достаточно крупным надводным объектом. Именно поэтому корвет представляет отличную мишень для береговых охранных комплексов. Тем более что ADA не обеспечивается системами дальнего отслеживания самолетов и ракет. Установки ПВО на корвете разработаны в 1987 году с максимальной дальностью слежения равной десяти км. Да и к тому же надо понимать, что практически все основные узлы корабля являются производством «партнеров» Турции – США, Италии, Германии, Франции. Эти «партнеры» могут в любой момент отключить поставку любого из задействованного в корабле устройства, и корвет будет стоять на верфи в ожидании лучших времен. Самое интересное, что подписание контракта с турками произошло ровно в тот день, когда были введены санкции против Анкары – 14 декабря. «Не верю, что министр обороны Украины мог не знать о предпринимаемых мерах по отношении к турецким военным промышленникам. Тогда как понимать действия представителей Минобороны? Диверсия?», – опять задается вопросом журналист.

И дальше продолжает, «турки собрали корветы для возможных боевых действий на востоке Средиземноморья. В этом районе у них достаточно сильна морская авиация, которая сможет прикрыть корабли во время боя. Следует вопрос, кто будет прикрывать украинские корветы? Надеяться на радары противовоздушной обороны? Так и их у Украины нет. Зато они есть у нашего вероятного противника, который будет отслеживать любые шаги кораблей типа ADA. Может вместо корветов стоило закупить береговые комплексы противокорабельного назначения? И стоят дешевле, и эффекта больше. А то для того чтобы просто продемонстрировать украинский флаг в Черном море, что-то слишком дорого выходит».

Коснемся и британского контракта. Восемь катеров с ракетами типа Super Vita на общую сумму 1,6 млрд долларов. Шесть таких судов действуют в ВМС Греции. Греки хвалят корабли из-за большого водоизмещения, современной радиэлектороники, восьми противокорабельных ракет дальностью до двухсот км и большим наименованием средств самообороны. Катер может отслеживать случаи внезапных атак ракетами и действий противника в прибрежной зоне. Все это применимо для греков, которые собираются действовать в зоне собственных островов, где можно легко укрыться за сушей. К тому же, на этих островах есть собственные средства береговой ПВО.

Super Vita
Super Vita

Проблема Украины состоит в том, что такой зоны островов на Черном море у украинцев нет. Собственные порты находятся в непосредственной близости к противнику, и они им контролируются. «Поэтому скрытность – не наш конек», – пишет автор.

Взгляд изнутри
Взгляд изнутри

Что касается берегового ракетного комплекса «Нептун», то контракт на производство был подписан прямо в канун наступающего нового года – 30 декабря. Он, несомненно, обеспечит береговую оборону и поддержит УВМС. «Но беда в том, что Нептун совершенно новая техника и еще долгое время после запуска комплекса будут выявляться некоторые его недостатки, что повлияет на его обороноспособность. Кроме того, подобный комплекс должен действовать в сочетании со станциями радиоэлектронной разведки. Но что-то о заключении контракта на поставку подобных станций в последнее время не было слышно», – пишет журналист.

И дальше делает три вывода. Первый, доктрина морской войны на Украине полностью отсутствует. Второй, контракты для ВМС показали полное отсутствие во властных структурах координацию подобных действий. И третье, основные силы ВСУ не особо интересуют власти. «Их приоритет собственные идеи, амбиции и хотелки. И, к нашему большому сожалению, интересы государства не совпадают с интересами высокоруководящих военных и политиков», – заключил Юрий Бутусов.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи