F-16 Fighting Falcon – летает по призванию, падает когда захочет

Другие статьи

«Боевой сокол» самый распространенный истребитель в мире. Но это не мешает ему быть и самой аварийной машиной военной авиации.

17 ноября Военно-воздушные силы Тайваня приостановили полеты своих истребителей F-16A. Причиной для отмены плановых учебных мероприятий стала потеря связи с одним из самолетов, который к этому моменту уже находился в воздухе.

Как сообщают представители командования ВВС, истребитель исчез с экранов радаров через две минуты после взлета. За это время F-16 мог преодолеть пятнадцать километров и оказаться над водами Китайского моря. Поисковая работа началась минут через сорок после исчезновения истребителя. На месте предполагаемого крушения работают несколько летательных аппаратов поисково-спасательной службы и двадцать четыре корабля ВМФ Тайваня. Обнаружить самолет или его обломки пока не удалось. Остальные 142 истребителя F-16A находятся на авиабазе Хуалянь и «ждут» дальнейших распоряжений от военного начальства.

F-16 ВВС Тайваня
F-16 ВВС Тайваня

Надо отметить, что за штурвалом исчезнувшего самолета находился опытный пилот, сорока четырехлетний полковник, профессиональный летчик ВВС Тайваня. Как утверждает командующий воздушными войсками генерал Сян Хоуцзи, истребитель не мог упасть по вине пилота, потому как летчик является высококвалифицированным пилотом, который налетал к этому моменту уже несколько тысяч часов на F-16.

Однако следствие утверждает обратное. Уже точно установлено, что техническая часть истребителя перед вылетом подверглась строгой проверке, поэтому все системы работали исправно. А по отчету диспетчерской службы было установлено, что самолет при взлете набрал высоту в 2100 метров и сразу после этого резко стал снижаться. Как утверждают эксперты, подобное могло случиться только из-за того, что пилот потерял ориентацию в условиях плохой видимости. Впрочем, поиски продолжаются. И пока не будет найден сам самолет, причины крушения будут строиться только на предположениях. Сам летчик, к сожалению, тоже пока не обнаружен.

Как утверждают журналисты из газеты Taipei Times, в этот раз полеты будут отложены на более долгий срок, чем обычно. За последний месяц катастрофа с самолетом ВВС Тайваня стала второй по счету. В конце октября при отработке учебного задания разбился истребитель F-5E, пилот которого погиб. За несколько секунд до гибели он сообщил, что возникла механическая проблема с управлением. Что это была за проблема, выясняется до сих пор. В тот раз полеты так же были приостановлены, но в скором времени возобновились, не дожидаясь оглашения результатов работы следственной комиссии. Теперь, как утверждают журналисты Тайваня, скорей всего истребителям запретят вылетать до окончания расследования.

Летчики Тайваня не первые кто столкнулся с аварийностью американских истребителей. Если посмотреть анализ уровня безопасности полетов, который в свое время был заказан Министерством обороны США, то можно увидеть, что авиационные происшествия год от года продолжают увеличиваться. И основным фактором увеличения аварийности стали истребители концерна Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon.

Пришлось даже выпустить директиву о проведении определенных работ, которые должны снизить количество аварий и катастроф. Но даже Пентагон признал, что снизить аварийность F-16 в ближайшие три года можно только на пятьдесят процентов. С чем была связанна озабоченность, кроется в статистике.

Из нее следует, что за последние десять лет количество катастроф составило 139 происшествий. В них погибло 242 пилота, а материальный ущерб составил порядка 4-х млрд долларов. Из этих 139 катастроф при исправной технике было зафиксировано 37 происшествий, в которых погибло 132 человека. 31 раз самолеты сталкивались друг с другом в воздухе при отработке полетов в звеньях. При таких полетах погибло 90 человек. Катастрофы при взлете или посадке происходили в 12-ти случаях, где погибло пять пилотов. А вот отказ систем управления и работы двигателя произошел в 20-ти случаях, при 15-ти погибших.

F-16 в момент выката за впп
F-16 в момент выката за впп

Все эти происшествия были классифицированы на три основные группы: класс А – ущерб больше 1 млн долларов, есть погибшие, уничтожен самолет. Класс В – разрушения на сумму от 200 тыс до 1 млн долларов, летный состав жив, но временно не трудоспособен, самолет частично разрушен, но может быть восстановлен. Класс С – ущерб до 200 тыс долларов, травмы у пилотов с потерей работоспособности не более восьми часов, самолет не пострадал.

Исходя из этой классификации, выяснились самые аварийные американские истребители, состоящие на вооружении всего мира. И определили, что классу А и В соответствуют в основном самолеты F-16 разной модификации.

F-16 после катастрофы
F-16 после катастрофы

Lockheed Martin занимается продажами шестнадцатого с 70-х годов прошлого века. За это время более двадцати стран приобрели «Сокол» и до сих пор содержат его на балансе собственных ВВС. 4,5 тысячи экземпляров «разлетелось» по всему миру. А причиной для этого стала успешная маркетинговая работа Пентагона и представителей концерна. Подобную совместную работу можно наблюдать и в нынешнее время по «проталкиванию» на рынок вооружения истребителя пятого поколения F-35. Однако наученные некоторым опытом обращения с F-16, покупатели не спешат реагировать на предложение по тридцать пятому, и вот почему.

Уровень аварийности шестнадцатого возрастал в зависимости от возраста самолета. В первые пять лет средняя аварийность истребителя составляла примерно 13 происшествий на сто единиц по классу А и В. А вот уже в следующую пятилетку этот показатель возрастал до 16-ти.

Основными причинами для катастроф стали (по мере снижения количества):

1. Отказ двигателя самолета и поломка систем 31%

2. Столкновения в звеньях 28%

3. Полеты на малой высоте 17%

4. Стаи птиц 13%

5. Потеря ориентации пилотом 7%

6. Потеря сознания летчиком при перегрузке 3%

7. Остальное 1%

Минобороны США отметило факт преобладания технических проблем в самолете. На основе этого и была разработана директива устранения аварийности, по которой обязала Lockheed Martin устранить недочеты в истребителях, принадлежащих ВВС США. Вот только что делать с самолетами, состоящих на вооружении других стран, такие как, например, в Тайване? Тут либо разбираться собственными силами, либо платить авиа концерну за обслуживание. Третьего не дано.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи