F/A-18E/F Super Hornet против Су-30СМ

Другие статьи

Болгарские военные эксперты сравнили возможности двух истребителей в воздушном противостоянии.

Эксперты военного портала Bulgarian Military любят делать обзоры, в которых представлены похожие по техническим характеристикам самолеты вероятных противников и устраивать между ними «воздушные» бои, сравнивая те или иные возможности. На этот раз в бой «ввязались» американский истребитель F/A-18E/F Super Hornet и российский истребитель Су-30СМ (по кодификации НАТО Flanker-C).

Прежде чем искать отличия, эксперты попытались выяснить, в чем эти два представителя четвертого поколения собственно похожи друг на друга. Оба самолета имеют два двигателя и управляются экипажем из двух человек. Производство истребителей началось практически в одно и то же время с разницей в одиннадцать месяцев. Супер Хорнет в 1997 году, а Сушка в 1998 году.

Super Hornet
Super Hornet

Такая же маленькая разница у самолетов и в цене. В случае покупки российского Су-30СМ каждый истребитель может обойтись в семьдесят миллионов долларов. А его американский конкурент обойдется Вам на десять миллионов дороже. При этом скоростные характеристики Фланкера будут несколько выше и составят 2 Маха. Американец может развить не больше 1,85 Маха.

Размах крыльев у Су-30 составит 14,7 метров. Хорнет на метр в этом плане будет «миниатюрней» российского истребителя. Взлетная масса обоих представителей истребительной авиации рассчитана примерно на 30 тонн. Аналогичное сходство и в максимальной высоте самолетов. Практический потолок достигает отметки 17 км.

Су-30СМ
Су-30СМ

Дальше авторы указывают отличительные особенности истребителей. Самым важным фактором в возможном противостоянии будет радиолокационная система, которая является «сердцем» любого современного истребителя. Американский Super Hornet оснащен новейшим и самым современным радаром AN/APG-79 Active. Он имеет дальность обнаружения цели равную 150 км, и может отслеживать несколько целей одновременно.

Его конструкция включает полупроводниковую антенну для большей надежности и снижения эксплуатационных расходов всей радиолокационной системы. Экспертами отмечается мгновенное взаимодействие между радаром и пилотом, которое происходит при сканировании воздушного пространства. В итоге пилот может стрелять одновременно из нескольких видов оружия по нескольким целям.

На истребителе Су-30СМ применяется радиолокационная станция Н011М Барс. Основное отличие российского Барса от американской Active в следующем: радар американцев основан на технологии AESA, российский же работает на технологии PESA. Отличие между ними в точности передачи информации в пользу AESA. Быстрая обработка информации в PESA происходит за счет использования широких лучей. Но они не могут гарантировать точность информации. Ситуация с AESA диаметрально противоположная. Узкое целенаправленное воздействие луча компенсируется точность передачи информации на радар.

РЛС F/A-18
РЛС F/A-18

Еще один недостаток Барса его большие и тяжелые датчики, что является проблемой при охлаждении всей системы. Опять же это связано с различием между PESA и AESA. В первом случае информация проходит через одну центральную точку, которая концентрирует энергию и нагрузку прямо в этой точке, что и приводит к быстрому перегреву. РЛС на основе AESA проводит информацию через несколько точек. Такая «способность» исключает перегрева. Что касается обнаружения и локализации целей, то Барс имеет практически такую же дальность и может работать с десятками целей. В этом плане различий практически нет.

PESA и AESA
PESA и AESA

Оба истребителя вооружены похожим по характеристикам и функционалу вооружением: различные типы ракет, бомбы, системы РЭБ и многое другое. Разница из всего этого многообразия видов вооружения представляется только в авиационных пушках, установленных на самолетах.

F-18 вооружен M61A1 Vulcan. Эта установка весом до 112 кг использует шесть стволов калибром 20 мм.

Авиационная пушка M61A1 Vulcan
Авиационная пушка M61A1 Vulcan

Су-30 снаряжается более скромной системой ведения огня ГШ-30-1, которая весит не больше 46 кг и использует один ствол калибра 30 мм.

Дальнейшие характеристики немного противоречат логике. Если верить разработчикам российских самолетов, Су-30 очень эффективен в ближнем бою, но при этом ГШ имеет начальную скорость полета пули равной 900 м/сек, в то время как у пули американского оружия начальная скорость равна 1050 м/сек. Однако российская пушка более эффективна и точна на расстоянии 1800 метров, тогда как американская стреляет на расстоянии не более 700 метров. Получается, что Хорнету, чтобы сбить цель, необходимо вступить в ближний бой, в то время как Фланкеру лучше отстреляться на более дальних расстояниях.

Авиационная пушка ГШ-30-1
Авиационная пушка ГШ-30-1

Авторы материала утверждают, что на данный момент в мире нет истребителя, который мог бы сравниться с маневренностью российских машин. Разница между двумя конкретными моделями происходит из-за тяги двигателя. И хотя она небольшая, тем не менее, определяет существенную разницу. У Су-30 тяговое усилие одного двигателя равно 123 кН, а у американца не более 97 кН на двигатель. В сочетании работы пары силовых установок получается значительный перевес в сторону российских истребителей.

Из всего вышеперечисленного эксперты Bulgarian Military делают «гениальный» вывод: при всем многообразии практически идентичных характеристик в возможном воздушном бою, когда в небе встретятся представители американской и российской истребительной авиации, единственным фактором, решающий спор, станут пилоты самолетов, экипаж. «Оборудование не решит в чью пользу разрешиться воздушный бой. Оно в обоих самолетах идеально. Все будут решать люди. И кто более подготовлен к встрече, тот и вернется на базу победителем», – заключили эксперты.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи