Фотографирование истребителей. Военные фотокорреспонденты делятся секретами

Другие статьи

В чем разница первого и второго Су-57?

Появятся новые компрессоры низкого и высокого давления; новые технологии изготовления лопаток турбины; новое регулируемое сопло и еще много нового, чего раньше не было.

Ракета Трампа может «материализоваться» в руках Байдена

Готовятся испытательные мероприятия гиперзвукового комплекса AGM -183А.

Невероятная мощь подводного флота России

С днём Военно-морского флота России!

5 лучших ПВО

26 ноября на портале Military Watch появился материал, в котором авторы составили рейтинг средств ПВО, состоящих на балансе вооруженных сил всего мира.

Сухопутные войска Израиля не готовы к войне с Хезболлой

Военный аудит указал на ряд проблем, которые могут привести к поражению в противостоянии с Ираном и ливанской организацией.

ВВС США вручила Descartes Labs контракт на $2,2 млн для проведения аналитики и индикации целей

Согласно этому новому контракту AFRL получит доступ к геопространственной аналитической платформе, использующей искусственный интеллект и машинное распознавание образов

Возможные конфликты на территории бывшего СССР

Российские эксперты называют те места, где, по их мнению, может вспыхнуть конфликт, похожий на карабахский.

Кто поддержит ВСУ в случае эскалации в Донбассе?

США заявили, что «не оставят Украину один на один с агрессором». А страны Евросоюза?

«Полеты самолетов зависят не только от технических характеристик той или иной машины, но и от красоты аппарата», — говорят авиаконструкторы. Многие из нас хотя бы раз в жизни разглядывали фигуры высшего пилотажа, которые фиксировались на фотоснимке. И завороженные красотой самой композиции, мы не задумывались над тем, как происходил процесс самой съемки, и сколько трудов было заложено теми, кто находился по другую сторону объектива.

Как выяснилось, в Минобороны РФ существует целое «подразделение» военных фотокорреспондентов, которые делятся по своей специализации на группы. Одна из них занимается как раз тем, что проводит фотосъемки российской боевой авиации, как в небе, так и на земле. Представители этой группы недавно дали интервью корреспонденту ТАСС, в котором поведали о секретах своей работы.

Артур Саркисян в недалеком прошлом являлся летчиком-истребителем. Еще находясь на службе в составе группировки военно-воздушных сил СССР в Германии и совершая полеты на МиГ-23, Артур в одном из полетов сделал первый снимок из кабины. Фотокадры производились на советский аппарат Зенит-TTL. «Сложность заключалось в том, что весь процесс – и съемка и управление самолетом производились в ручном режиме. Чтобы сделать первые снимки, пришлось долго тренироваться на земле в тренажерах», — рассказывает Саркисян.

Авторский снимок Саркисяна
Авторский снимок Саркисяна

По его словам, некоторые профессиональные фотографы авиации сами являлись боевыми летчиками и отлично умеют справляться со штурвалом и камерой одновременно. Цена ошибки, когда летишь строем, очень высока. Применять фототехнику в процессе полета рассчитывается как нарушение правил безопасности. Мало того, что это отвлекает пилота, так и еще в тесной кабине находятся посторонние предметы, которые могут сыграть решающую роль при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Процесс съемки
Процесс съемки

Артур рассказывает, как однажды чуть не ушел в штопор из-за того, что не доработал ручкой управления самолетом, которая уперлась в фотоаппарат с длинным объективом. Только заученные до автоматизма движения позволили выправить самолет в нужное положение. «Когда ты молодой, о таких вещах совсем не думаешь. Сейчас конечно я уже так не делаю», — говорит Саркисян.

Первый снимок Саркисяна
Первый снимок Саркисяна

В военные фотографы Артур попал, работая после выхода на гражданку в производственном объединении МиГ. В то время фотографирование было скорее хобби, но снимки самолетов приглянулись сначала представителям объединения, а затем военным чиновникам Минобороны. Они и пригласили фотографа-любителя на работу. Пришлось заново сдавать все зачеты по летной подготовке, безопасности полетов и катапультированию. А стажировку проходить в составе пилотажной группы «Русские витязи». Саркисян один из трех фотокорреспондентов, кто имеет допуск на полеты. Остальными являются штатный фотограф ОКБ «Сухой» Пашковский Сергей и лучший фотожурналист России Скрынников Сергей.

В мире военных фотографов очень цениться кадр, который тяжело повторить из-за технической сложности. Саркисян ради таких целей стал изобретать подвесные системы, на которые можно закрепить камеры снаружи самолета. Для этого используются любые выступающие части в конструкции. Артур говорит, что однажды ему удалось прикрепить на единственный штырек, который был им обнаружен на МиГ-31, камеру, снявшая на скорости 1250 км/ч полет истребителя в стратосфере. Ему приходилось делать съемки и при перегрузках равных 7g и даже 8g. «Я больше беспокоился за лентопротяжный механизм камеры в тот момент», — признается фотограф.

Снимок из стратосферы с наружной камеры
Снимок из стратосферы с наружной камеры

Еще один профессиональный военный фотограф Павел Новиков рассказывает, как он участвовал в демонстрационном полете «Русских витязей» в 2006 году в Геленджике и чуть не стал причиной падения самолета, в котором находился.

Авторский снимок Новикова
Авторский снимок Новикова

По его словам, Павел на тот момент являлся владельцем пленочного фотоаппарата, который не имел ни каких цифровых экранов. Чтобы отслеживать в «глазок» момент съемки, фотограф отстегнул плечевые ремни, которые удерживают пилота в кресле и снимают с него часть нагрузки. В этот момент, пилот истребителя, который сидел впереди фотографа и не видел разблокированного молодого человека, стал совершать фигуру высшего пилотажа. «Я не понял, что это была за фигура, но я почувствовал, как мое тело под давлением ложится на ручку управления самолетом, которую мне строго-настрого запретили трогать. Я понимаю, что мне не хватает сил отклониться. Тем временем самолет с бешеной скоростью устремляется вниз, и если я животом надавлю на ручку, истребитель с такой же скоростью истребитель нырнет под воду. Сколько стоило трудов, чтобы вернуть себя к спинке кресла, трудно рассказать, это надо испытать на себе. Однако я не переставал в это время фотографировать и сделал один из самых сложных снимков перевернутого Су-27», — рассказывает Павел Новиков.

Авторский снимок Новикова
Авторский снимок Новикова

Не менее сложной представляется фотографирование самолетов с рампы транспортных самолетов. Разрешение для подобных съемок дает только главнокомандующий ВКС РФ. Одним из немногих фотографов, кому разрешается проводить подобные работы, является Савицкий Вадим.

Авторский снимок Савицкий
Авторский снимок Савицкий

«Вся сложность таких снимков заключается в подробнейшем предварительном разборе полетов с экипажем самолетов. Необходимо до секунд рассчитать подлет того или иного истребителя к объективу, который держит фотограф, закрепленный на рампе транспортника. И тут надо знать технические характеристики машины, его скорость, максимальную и минимальную высоту, и многое другое. К тому же, «модели» должны быть чистыми. И мне не раз приходилось вместе с техниками мыть и истребители, и бомбардировщики», — рассказывает Вадим. «К тому же сами «лидеры» — самолеты, на которых летит фотограф, каждый раз меняются. В один момент это могут быть Ил-76, а в следующий раз Ан-26. Особенности лидера тоже надо знать и учитывать». Несмотря на такие сложности при постановке кадра, летательные аппараты, снятые с рампы, получаются самые красивые. Об этом говорят почти все представители столь редкой профессии.

Снимок Савицкого с рампы
Снимок Савицкого с рампы

Но самым популярным кадром с российским самолетом стала фотография Вадима, на которой зафиксирован стратегический бомбардировщик Ту-95, выходящий из облаков. «Минобороны сделало заказ на съемки самолетов дальней авиации. Был назначен день «фотосессии». А за 12 часов до полетов, при обсуждении съемок, мы договорились с пилотами, что они пройдут по верхней кромке облаков, чтобы заснять самолеты не на фоне земли, а над облаками.

Ту-95
Ту-95

Ту-95 снимали в последнюю очередь. В момент, когда он вынырнул из облаков, мы заметили, какой «разрез» остался от четырех двигателей. И попросили летчиков снизиться в «гущу», а перед фотографом «вынырнуть» из облаков. Так и получился знаменитый кадр», — рассказывает Вадим Савицкий. Теперь этот снимок показывают курсантам авиа училищ, когда хотят предостеречь их от попадания в подобный след, чтобы не произошло катастрофы.

Помимо Саркисяна, Новикова и Савицкого в России есть еще немало тех, кто делает красивые и качественные съемки самолетов военной авиации. Каждая фотография уникальна по своему, потому как в ней заложено огромная подготовительная работа, порою сопряженная с риском для жизни. Именно поэтому подобные снимки так интересны всем, от мала до велика.

Дзен

Последние статьи

Газопроводу «Пакистанский поток» быть

Но Индия проявляет «ревность» к отношениям Россия - Пакистан.

Где «всплывут», выведенные из Персидского залива, войска США?

Сорок тысяч американских солдат покинули Саудовскую Аравию.

Первый F-35 для ВВС Дании

Самолёт ещё не «приземлился», а местные жители уже им недовольны.

У России есть секретный танк?

Американские эксперты предположили, что на замену Т-14 в скором времени придут бронемашины под названием «Бурлак».

«Он не сторонник Трампа. Зачем о нем говорить» — демократы США

Такое мнение американских политиков складывается в отношении убийц полицейских.

Контрольные проверки армии это не подготовка к войне

Военный эксперт рассказывает, для чего вооружённые силы РФ проводят учебные манёвры.

Для чего военным БАМ?

Десять военных железнодорожных бригад будут строить вторую ветку железной дороги.

«Геноцидные игры» или как Пекин ответит на бойкот Олимпиады 2022

Утверждается, что не менее восьми стран могут проигнорировать зимние олимпийские игры в Китае

Похожие статьи