В период Второй мировой войны танкостроение было особенно бурным – новые модели выпускались постоянно, а одновременно с этим проводилась и модернизация старых орудий. Другое дело – бронеавтомобили. Одним из броневиков-разведчиков, который использовался долгие годы, является Panhard 178 французского производства. Поговорим об истории его создания и секрете долголетия.
Особенности танка
Panhard 178 был танком-разведчиком, который отличался от предыдущих моделей подобного плана. В первую очередь вооружением – машина была оснащена пушкой в 25-мм, способной с легкостью поразить броню в 3-4 см. Расположена же такая пушка была в двухместной башне, что было очень редко для бронированной техники того времени.
Изначально броневик не планировалось использовать в качестве боевых машин – они выпускались как легкие танки-разведчики, но по мере применения выяснилось, что Panhard 178 одна из лучших машин.
Максимальная скорость достигала 72 км/ч, броня башни была равна 26 мм, а корпуса 20 мм. При этом автомобиль был не только быстрым, но и практически вездеходным.
Позже было принято решение установить новое 47-мм орудие, а чтобы это сделать, необходимо было разработать новую башню.
Новая башня была изготовлена из листов брони толщиной в 2.5 см. Впоследствии были изготовлены улучшенные башни с электрическим приводом поворота и переделанным люком.
После поражения Франции в войне
В тех частях страны, которые не находились под оккупацией, еще оставалось небольшое количество этих броневиков, но на каких-то из них вместо башен были пулеметы, а некоторые и вовсе были только в виде шасси. Именно для последних были предназначены новые улучшенные башни.
Всего было заказано 45 башен для имеющихся на тот момент шасси, но возникла проблема с поставкой вооружения – нужного количества 47-мм орудий не было, поэтому ставили все подряд, в том числе и 25-мм.
Когда же Париж удалось освободить, производство Panhard 178 было решено возобновить. Развитие бронеавтомобилей шло в то время достаточно медленно, поэтому первоначальные характеристики машины все еще оставались актуальными. Единственное, что нужно было улучшить – вооружение.
Изобретать что-то новое не было нужды – 47-мм пушка прекрасно подходила для вооружения, именно ее и планировалось установить на новые 150 машин.
Однако оказалось, что большинство заводов не готовы для разработки и установки башен – часть из них была разрушена, а часть полностью уничтожена.
Новое производство
Не пострадал завод Fives-Lille, именно там и решили организовать производство. На этом заводе была разработана башня FL 1 с гнутыми броневыми листами и увеличенным объемом боевого отделения.
У наводчика и заряжающего теперь было по отдельному люку, было предусмотрено целых 6 перископов, что обеспечивало отличный круговой обзор.
Учитывая новую башню, а также новый мотор, резину и добавление возможности крепления запаски, было решено выпустить броневник под новым названием Panhard 178B.
Этот автомобиль использовался во Французских колониях и других странах почти 20 лет – его применяли в Марокко, Алжире, Вьетнаме и т.д. Их даже использовала сирийская армия.
По итогам Второй мировой именно Франция стала лидером по производству и использованию бронеавтомобилей, а непосредственно Panhard 178 послужил примером для дальнейших броневиков.