HMS «Argus» – первый в мире классический авианосец

Другие статьи

Когда речь заходит об авианосцах, в памяти всплывают силуэты «Нимица» (видеоэкскурсия по авианосцу “Нимиц” тут) или «Кузнецова» с «аэродромом» на палубе. Иной конфигурации авианесущего корабля мы не представляем. Первые версии судов с самолётами на борту выглядели совсем иначе, ведь взлётной палубы они не имели. Самолёты, точнее гидропланы, спускались на воду и поднимались с помощью подъёмных кранов (лебёдок). Прародителем авианосцев в современной конфигурации стал – HMS «Argus», построенный Британией в 1918 году.

Экипаж HMS «Argus» построен на палубе
Экипаж HMS «Argus» построен на палубе

История пассажирского лайнера, ставшего авианосцем

«Конте Россо» – именно так называлось пассажирское судно с длиной корпуса 172,5 метра, шириной 20,7 метров, создание которого по заказу итальянцев началось в шотландском Глазго в 1914 году. К 1916 году было закончено строительство корпуса и в связи с началом I мировой войны он был выкуплен Великобританией для строительства военного судна. «Argus» – именно так стал называться корабль, которому сужено было стать первым в мире авианосцем, отправляющим и принимающим самолёты с помощью палубной взлётной полосы.

(О первом авианосце США можно прочитать тут)

«Аргус» в большей степени был испытательным полигоном, нежели полноценным авианосцем. На его примере английские судостроители доказали, что авиагруппа в составе десятков самолётом вполне может располагаться на таком корабле, а палуба является хорошей площадкой для «взлётки». Все решения по компоновке и переоборудованию принимались на стадии строительства, поэтому часть их них были неудачными, а некоторые кажутся странными. Вся история жизни «Аргуса» – это история бесконечных переделок, модернизаций и ремонтов.

Строительство палубы на корпусе бывшего «Конте Россо»
Строительство палубы на корпусе бывшего «Конте Россо»

Особенности конструкции

Для использования корпуса в качестве авианосца на лайнере плоскость палубы была выполнена ровной с небольшим снижением края кормы. Палуба-«взлётка» была лишена каких-либо надстроек. В поверхности было лишь 2 шлюза для подъёма лифтами самолётов (в последствии один шлюз был ликвидирован, а оставлен один, но увеличенных размеров и грузоподъёмности – до 6,1 т). В связи с отсутствием надстроек корабль внешне выглядел, как минимум, странно. Кажется, что его не достроили. Техническое решение, за которое «Аргус» не любили моряки – выход дымоходов в кормовой части горизонтально под палубой. В связи с тем, что корма всегда была закопчена, одна из версий покраски корпуса предусматривала окрашивание его снаружи частично в чёрный цвет.

Под небронированной палубой находился ангар 89,7х15,2 метров для самолётов, который в противопожарных целях разделили на 4 сектора.

Первый взлёт Sopwith 1½ Strutter с палубы «Аргус»
Первый взлёт Sopwith 1½ Strutter с палубы «Аргус»

Один из факторов, не позволявших использовать «Аргус» в реальных боевых действиях, – отсутствие бронирования. Точнее бронирование сталью в 51 мм было установлено в местах хранения топлива для самолётов (запас на борту более 60 тонн) и боеприпасов. В некоторых источниках имеется информация о бронировании командного пункта и моторного отделения, в чём специалисты и историки сомневаются. В результате всех перестроек полное водоизмещение корабля стало 16 тыс. тонн, чего недостаточно для хорошей остойчивости.

«Аргус» стал первопроходцем в использовании авиафинишеров. Впервые для остановки самолётов стали использоваться натянутые тросы с пружинами, вместо подвязанных к концам мешков с песком. Трос располагался перпендикулярно направлению движения самолёта на высоте 23 сантиметра. Для предотвращения бокового соскальзывания самолёта тросы также натягивались вдоль полосы.

Экспериментальной катапультой «Аргус» был оборудован только в 1937 году. Она позволяла разгонять самолёты весом более 5 т. до скорости 120 км/ч.

Ангар с самолётами
Ангар с самолётами

Вооружение

Экипаж «Аргуса» – 495 человека, а учитывая, что он авианосец, на борту обязательно присутствовали самолёты. В 1920 году состав авиакрыла был следующим:

– истребитель «Sopwith Camel» – 4 единицы,

– многоцелевой самолёт «Sopwith 1½ Strutter» – 8 единиц,

– разведывательный гидросамолёт «Supermarine Walrus» – 2 единицы,

– торпедоносец (бомбардировщик) «Fairey Swordfish» – 2 единицы.

Первый состав – это одно и двухместные бипланы. В 1942 году, авиакрыло было усилено и заменено на более современные машины:

– морской истребитель «Fairey Fulmar» – 4 единицы;

– торпедоносец (бомбардировщик) «Fairey Swordfish» – 4 единицы;

– истребитель Supermarine Seafire Мк.IIС – 12 единиц.

Огневая защита и ПВО первого авианосца были представлены:

– пушками калибром 102 мм – 6 шт.;

– зенитные орудия калибром 102 мм – 2 шт.,

– пулемёты «Виккерс» калибром 12,7 мм – 12 шт.

В 1942-1943 гг количество пушек было увеличено до четырёх, установлено 13 пушек «Эрликон», количество пулемётов 12,7 мм увеличено до 16-ти, дополнительно установлено 8 пулемётов калибром 7,7 мм.

Момент посадки самолёта. Кормовая часть корпуса окрашена в чёрный цвет
Момент посадки самолёта. Кормовая часть корпуса окрашена в чёрный цвет

Служба

18 узлов – такая скорость была доступна первому авианосцу, что также не позволяло ему принимать участие в боях наравне с другими боевыми кораблями, хотя в составе конвоев «Аргус» направлялся не единожды. В период II мировой войны он использовался преимущественно в качестве транспортного судна, доставляя союзникам атлантическим и арктическим конвоями самолёты, вооружение и провизию. «Аргус» является рекордсменом по количеству одновременно погруженных на борт самолётов. Их количество составило – 92 машины.

После попадания в кормовую часть авиабомбы весом 250 кг. в конце 1942 года и затяжного ремонта «Аргус» стал использоваться преимущественно как учебное судно. Его история закончилась списанием и утилизацией в 1947 году.

Неудачная посадка
Неудачная посадка
«Argus» в сопровождении британских линкоров «Barham» и «Malaya»
«Argus» в сопровождении британских линкоров «Barham» и «Malaya»

Благодарю за прочтение, обязательно посетите наш Дзен-канал.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи