HMS «Argus» — первый в мире классический авианосец

Другие статьи

Первый бронетранспортер, созданный англичанами в начале 20 века

Главное задачей БТР была транспортировка десанта к месту боевых действий, а так как конструкция тяжелых танков Mk.V уже позволяла вмещать до 10 человек, было решено изменить ее так, чтобы увеличить количество человек до 30 (а лучше 50) и сделать посадку и высадку удобнее.

Как избавлялись от советских людей на оккупированных территориях

Знаменитый план голода был разработан Гербертом Бакке. Этот план считался экономически выгодным для третьего рейха. Было запланировано, что из всего множества людей, проживавших на советских территориях, в конечном счете должно остаться не более 30 млн.

Бомбардировщик США B-1B Lancer, или печальная судьба «блондинки»…

Американский "Черный Лебедь" должен был полностью заменить давно устаревшие бомбардировщики B-52, но последние до сих пор в строю и по по прежнему являются основным бомбардировщиком США.

Письмо чиновника Глеба Чулкова. Коррупция в России.

Чиновник тамбовской области выпрыгнул из окна... Написал предсмертную записку... покаянную... Такого "чистосердечного" еще не было!...

Непогода нипочем: F-15E теперь могут переносить бомбы StormBreaker

StormBreaker предоставит беспрецедентные возможности для пилотов. Оружие дает им значительное преимущество – возможность атаковать морские или наземные маневрирующие цели на дальнем расстоянии в самую ненастную погоду.

Что сейчас происходит в Белоруссии?

По всей стране проводятся протестные акции, которые пытается остановить власть совсем не мягкими способами. ОМОН использует светошумовые гранаты, газ, дубинки – раненых протестующих массово увозят в больницы.

Военно-полевые жены

В Великую Отечественную войну не все так было гладко между мужчинами и женщинами, как казалось. Вот, к примеру имели место военно-полевые жены (они же ППЖ). Они не были зарегистрированы официально в браке с мужчинами, с которыми у них была тесная связь. Более того, у этих мужчин, как правило, дома были их настоящие (законные) жены и даже дети. Но война, страх и множество дней без женского внимания брали свое.

Когда речь заходит об авианосцах, в памяти всплывают силуэты «Нимица» (видеоэкскурсия по авианосцу «Нимиц» тут) или «Кузнецова» с «аэродромом» на палубе. Иной конфигурации авианесущего корабля мы не представляем. Первые версии судов с самолётами на борту выглядели совсем иначе, ведь взлётной палубы они не имели. Самолёты, точнее гидропланы, спускались на воду и поднимались с помощью подъёмных кранов (лебёдок). Прародителем авианосцев в современной конфигурации стал — HMS «Argus», построенный Британией в 1918 году.

Экипаж HMS «Argus» построен на палубе
Экипаж HMS «Argus» построен на палубе

История пассажирского лайнера, ставшего авианосцем

«Конте Россо» — именно так называлось пассажирское судно с длиной корпуса 172,5 метра, шириной 20,7 метров, создание которого по заказу итальянцев началось в шотландском Глазго в 1914 году. К 1916 году было закончено строительство корпуса и в связи с началом I мировой войны он был выкуплен Великобританией для строительства военного судна. «Argus» — именно так стал называться корабль, которому сужено было стать первым в мире авианосцем, отправляющим и принимающим самолёты с помощью палубной взлётной полосы.

(О первом авианосце США можно прочитать тут)

«Аргус» в большей степени был испытательным полигоном, нежели полноценным авианосцем. На его примере английские судостроители доказали, что авиагруппа в составе десятков самолётом вполне может располагаться на таком корабле, а палуба является хорошей площадкой для «взлётки». Все решения по компоновке и переоборудованию принимались на стадии строительства, поэтому часть их них были неудачными, а некоторые кажутся странными. Вся история жизни «Аргуса» — это история бесконечных переделок, модернизаций и ремонтов.

Строительство палубы на корпусе бывшего «Конте Россо»
Строительство палубы на корпусе бывшего «Конте Россо»

Особенности конструкции

Для использования корпуса в качестве авианосца на лайнере плоскость палубы была выполнена ровной с небольшим снижением края кормы. Палуба-«взлётка» была лишена каких-либо надстроек. В поверхности было лишь 2 шлюза для подъёма лифтами самолётов (в последствии один шлюз был ликвидирован, а оставлен один, но увеличенных размеров и грузоподъёмности – до 6,1 т). В связи с отсутствием надстроек корабль внешне выглядел, как минимум, странно. Кажется, что его не достроили. Техническое решение, за которое «Аргус» не любили моряки – выход дымоходов в кормовой части горизонтально под палубой. В связи с тем, что корма всегда была закопчена, одна из версий покраски корпуса предусматривала окрашивание его снаружи частично в чёрный цвет.

Под небронированной палубой находился ангар 89,7х15,2 метров для самолётов, который в противопожарных целях разделили на 4 сектора.

Первый взлёт Sopwith 1½ Strutter с палубы «Аргус»
Первый взлёт Sopwith 1½ Strutter с палубы «Аргус»

Один из факторов, не позволявших использовать «Аргус» в реальных боевых действиях, – отсутствие бронирования. Точнее бронирование сталью в 51 мм было установлено в местах хранения топлива для самолётов (запас на борту более 60 тонн) и боеприпасов. В некоторых источниках имеется информация о бронировании командного пункта и моторного отделения, в чём специалисты и историки сомневаются. В результате всех перестроек полное водоизмещение корабля стало 16 тыс. тонн, чего недостаточно для хорошей остойчивости.

«Аргус» стал первопроходцем в использовании авиафинишеров. Впервые для остановки самолётов стали использоваться натянутые тросы с пружинами, вместо подвязанных к концам мешков с песком. Трос располагался перпендикулярно направлению движения самолёта на высоте 23 сантиметра. Для предотвращения бокового соскальзывания самолёта тросы также натягивались вдоль полосы.

Экспериментальной катапультой «Аргус» был оборудован только в 1937 году. Она позволяла разгонять самолёты весом более 5 т. до скорости 120 км/ч.

Ангар с самолётами
Ангар с самолётами

Вооружение

Экипаж «Аргуса» — 495 человека, а учитывая, что он авианосец, на борту обязательно присутствовали самолёты. В 1920 году состав авиакрыла был следующим:

— истребитель «Sopwith Camel» — 4 единицы,

— многоцелевой самолёт «Sopwith 1½ Strutter» — 8 единиц,

— разведывательный гидросамолёт «Supermarine Walrus» — 2 единицы,

— торпедоносец (бомбардировщик) «Fairey Swordfish» — 2 единицы.

Первый состав – это одно и двухместные бипланы. В 1942 году, авиакрыло было усилено и заменено на более современные машины:

— морской истребитель «Fairey Fulmar» — 4 единицы;

— торпедоносец (бомбардировщик) «Fairey Swordfish» — 4 единицы;

— истребитель Supermarine Seafire Мк.IIС – 12 единиц.

Огневая защита и ПВО первого авианосца были представлены:

— пушками калибром 102 мм – 6 шт.;

— зенитные орудия калибром 102 мм – 2 шт.,

— пулемёты «Виккерс» калибром 12,7 мм – 12 шт.

В 1942-1943 гг количество пушек было увеличено до четырёх, установлено 13 пушек «Эрликон», количество пулемётов 12,7 мм увеличено до 16-ти, дополнительно установлено 8 пулемётов калибром 7,7 мм.

Момент посадки самолёта. Кормовая часть корпуса окрашена в чёрный цвет
Момент посадки самолёта. Кормовая часть корпуса окрашена в чёрный цвет

Служба

18 узлов – такая скорость была доступна первому авианосцу, что также не позволяло ему принимать участие в боях наравне с другими боевыми кораблями, хотя в составе конвоев «Аргус» направлялся не единожды. В период II мировой войны он использовался преимущественно в качестве транспортного судна, доставляя союзникам атлантическим и арктическим конвоями самолёты, вооружение и провизию. «Аргус» является рекордсменом по количеству одновременно погруженных на борт самолётов. Их количество составило – 92 машины.

После попадания в кормовую часть авиабомбы весом 250 кг. в конце 1942 года и затяжного ремонта «Аргус» стал использоваться преимущественно как учебное судно. Его история закончилась списанием и утилизацией в 1947 году.

Неудачная посадка
Неудачная посадка
«Argus» в сопровождении британских линкоров «Barham» и «Malaya»
«Argus» в сопровождении британских линкоров «Barham» и «Malaya»

Благодарю за прочтение, обязательно посетите наш Дзен-канал.

Последние статьи

Современная артиллерия

Почему артиллерия развитых, стран, обладающих высокими технологиями, например, США больше одного залпа по противнику не делает, чего достаточно для его полного уничтожения, а вот остальные, менее развитые этого сделать не могут.

Почему США забраковали F-111, а затем взяли на вооружение похожий на него истребитель F-14

Самолет революционного дизайна был придуман много лет назад. Он должен был соединять в себе все необходимое для военных. Самолет мог бы летать высоко или касаться верхушек деревьев, равно как лететь медленно или быстрее звука.

Индия стремится догнать Россию, Китай и США в гонке гиперзвукового оружия. Баллистическая ракета Agni-I

В DRDO похвастались достижением, описав проведенное тестирование как «гигантский скачок в военно-технических средствах». Организация также отметила, что миссия «продемонстрировала возможности очень сложных технологий, которые будут служить в качестве строительного блока для воздушных суден NextGen Hypersonic».

Невероятно тихая подлодка навсегда изменила ВМС США. Сегодня это никому ненужный хлам

Narwhal стала первой субмариной, на которой опробовали новый гидролокатор BQQ-5 - сложную новую систему прямого привода, которая устранила шум, неизбежно создаваемый редукторами.

Артиллерия! Часть 2. Как всё устроено на самом деле.

Так, что же представляет из себя современная артиллерия, как работает весь комплекс поражение противни огнем, то есть уничтожение от разрыва снаряда. Который желательно положить точно в цель. Зачастую, нам представляют мощное орудие, как правило крупного калибра, способное произвести определенное впечатление и на этом вся демонстрация заканчивается.

В США тайно построили и испытали прототип реактивного истребителя следующего поколения

«Я встречался со многими людьми в Пентагоне и других местах, которые говорили мне, что подобный подход можно использовать для учебно-тренировочного самолета, такого как T-7, но таким образом нельзя построить современное военное воздушное судно»,- рассказал Ропер. «Мне пришлось слушать это и только кивать головой, говоря «Ну, вы может быть правы», думая при этом, насколько вы ошибаетесь, учитывая каких успехов достиг проект NGAD».

Почему в России обязаны служить все и многие хотят «откосить» от службы в армии, а на Руси это было особой привилегией.

На Руси дела обстояли несколько иначе. Служили те, кто мог себе это позволить, а значит это были представители высших сословий. Даже отправить своего единственного сына на войну было почестью и мужчины с гордостью давали наставления для подрастающего поколения.

Что можно сказать о новом танке, представленном Северной Кореей на военном параде

Представленная модель может похвастаться новой формой корпуса, по крайней мере, внешне, которая выделяет его на фоне других более старых танков. Визуально он очень напоминает T-14, учитывая наличие решетчатой брони по обеим сторонам от двигателя.

Похожие статьи