HMS «Argus» — первый в мире классический авианосец

Другие статьи

Гиперзвуковая внезапность

На сегодняшний день два государства – Россия и Китай, обрели решающее преимущество перед другими ядерными державами

Легендарный истребитель Як-3

Скорость появления Як-3 стала компромиссом между необходимостью улучшения характеристик Як-1 и ограничениями авиационной промышленности Советского Союза, равно как и ее устаревших технологий.

Причина всех войн — женщины!

Самым ярким примером подобного конфликта является Елена Троянская. Ходили слухи, что все произошло из-за того, что она чрезмерно увлеклась местным пастухом и сбежала с ним из Спарты. Однако если бы она была незамужней женщиной, то все бы закончилось счастливым концом. Но она была женой Менелая, который узнал о предательстве жены и не смог спокойно смотреть на это.

Викинги и непобедимость

Перед каждым боем они детально прорабатывали план нападения, который включал все самые слабые стороны противника. Они били по ним, и противник очень быстро сдавался и принимал условия, которые диктовали для них викинги.

J-20 Chengdu станет лучше Су-57?

Пекин преследует свои коммерческие цели в возможной сделке по Су-57, которые сделают «Черного орла» мощнее, чем представителя пятого поколения из России

АК-19 – очередной образец автоматического оружия от концерна «Калашников»

Целесообразность разработки автомата АК-19 обосновал представитель концерна Владимир Онокой. Основное назначение новинки – это экспорт. Главное отличие 19-го до АК-12 – калибр. Новый автомат рассчитан на использование патронов калибра 5,56 мм.

Спецназ США проводит подготовку возможному конфликту с вооруженными силами РФ

На данный момент в Европе 130 танков не являются достаточной силой, чтобы сдержать стальную громаду в 760 бронированных машин российского производства

2-й кавалерийский полк подбирается ближе к границам России

Армия уже заявляла о серии перебросок на восток, включая восстановление когда-то базировавшихся в Европе войск и отправку армейской части на непрерывную ротацию в Польшу.

Когда речь заходит об авианосцах, в памяти всплывают силуэты «Нимица» (видеоэкскурсия по авианосцу «Нимиц» тут) или «Кузнецова» с «аэродромом» на палубе. Иной конфигурации авианесущего корабля мы не представляем. Первые версии судов с самолётами на борту выглядели совсем иначе, ведь взлётной палубы они не имели. Самолёты, точнее гидропланы, спускались на воду и поднимались с помощью подъёмных кранов (лебёдок). Прародителем авианосцев в современной конфигурации стал — HMS «Argus», построенный Британией в 1918 году.

Экипаж HMS «Argus» построен на палубе
Экипаж HMS «Argus» построен на палубе

История пассажирского лайнера, ставшего авианосцем

«Конте Россо» — именно так называлось пассажирское судно с длиной корпуса 172,5 метра, шириной 20,7 метров, создание которого по заказу итальянцев началось в шотландском Глазго в 1914 году. К 1916 году было закончено строительство корпуса и в связи с началом I мировой войны он был выкуплен Великобританией для строительства военного судна. «Argus» — именно так стал называться корабль, которому сужено было стать первым в мире авианосцем, отправляющим и принимающим самолёты с помощью палубной взлётной полосы.

(О первом авианосце США можно прочитать тут)

«Аргус» в большей степени был испытательным полигоном, нежели полноценным авианосцем. На его примере английские судостроители доказали, что авиагруппа в составе десятков самолётом вполне может располагаться на таком корабле, а палуба является хорошей площадкой для «взлётки». Все решения по компоновке и переоборудованию принимались на стадии строительства, поэтому часть их них были неудачными, а некоторые кажутся странными. Вся история жизни «Аргуса» — это история бесконечных переделок, модернизаций и ремонтов.

Строительство палубы на корпусе бывшего «Конте Россо»
Строительство палубы на корпусе бывшего «Конте Россо»

Особенности конструкции

Для использования корпуса в качестве авианосца на лайнере плоскость палубы была выполнена ровной с небольшим снижением края кормы. Палуба-«взлётка» была лишена каких-либо надстроек. В поверхности было лишь 2 шлюза для подъёма лифтами самолётов (в последствии один шлюз был ликвидирован, а оставлен один, но увеличенных размеров и грузоподъёмности – до 6,1 т). В связи с отсутствием надстроек корабль внешне выглядел, как минимум, странно. Кажется, что его не достроили. Техническое решение, за которое «Аргус» не любили моряки – выход дымоходов в кормовой части горизонтально под палубой. В связи с тем, что корма всегда была закопчена, одна из версий покраски корпуса предусматривала окрашивание его снаружи частично в чёрный цвет.

Под небронированной палубой находился ангар 89,7х15,2 метров для самолётов, который в противопожарных целях разделили на 4 сектора.

Первый взлёт Sopwith 1½ Strutter с палубы «Аргус»
Первый взлёт Sopwith 1½ Strutter с палубы «Аргус»

Один из факторов, не позволявших использовать «Аргус» в реальных боевых действиях, – отсутствие бронирования. Точнее бронирование сталью в 51 мм было установлено в местах хранения топлива для самолётов (запас на борту более 60 тонн) и боеприпасов. В некоторых источниках имеется информация о бронировании командного пункта и моторного отделения, в чём специалисты и историки сомневаются. В результате всех перестроек полное водоизмещение корабля стало 16 тыс. тонн, чего недостаточно для хорошей остойчивости.

«Аргус» стал первопроходцем в использовании авиафинишеров. Впервые для остановки самолётов стали использоваться натянутые тросы с пружинами, вместо подвязанных к концам мешков с песком. Трос располагался перпендикулярно направлению движения самолёта на высоте 23 сантиметра. Для предотвращения бокового соскальзывания самолёта тросы также натягивались вдоль полосы.

Экспериментальной катапультой «Аргус» был оборудован только в 1937 году. Она позволяла разгонять самолёты весом более 5 т. до скорости 120 км/ч.

Ангар с самолётами
Ангар с самолётами

Вооружение

Экипаж «Аргуса» — 495 человека, а учитывая, что он авианосец, на борту обязательно присутствовали самолёты. В 1920 году состав авиакрыла был следующим:

— истребитель «Sopwith Camel» — 4 единицы,

— многоцелевой самолёт «Sopwith 1½ Strutter» — 8 единиц,

— разведывательный гидросамолёт «Supermarine Walrus» — 2 единицы,

— торпедоносец (бомбардировщик) «Fairey Swordfish» — 2 единицы.

Первый состав – это одно и двухместные бипланы. В 1942 году, авиакрыло было усилено и заменено на более современные машины:

— морской истребитель «Fairey Fulmar» — 4 единицы;

— торпедоносец (бомбардировщик) «Fairey Swordfish» — 4 единицы;

— истребитель Supermarine Seafire Мк.IIС – 12 единиц.

Огневая защита и ПВО первого авианосца были представлены:

— пушками калибром 102 мм – 6 шт.;

— зенитные орудия калибром 102 мм – 2 шт.,

— пулемёты «Виккерс» калибром 12,7 мм – 12 шт.

В 1942-1943 гг количество пушек было увеличено до четырёх, установлено 13 пушек «Эрликон», количество пулемётов 12,7 мм увеличено до 16-ти, дополнительно установлено 8 пулемётов калибром 7,7 мм.

Момент посадки самолёта. Кормовая часть корпуса окрашена в чёрный цвет
Момент посадки самолёта. Кормовая часть корпуса окрашена в чёрный цвет

Служба

18 узлов – такая скорость была доступна первому авианосцу, что также не позволяло ему принимать участие в боях наравне с другими боевыми кораблями, хотя в составе конвоев «Аргус» направлялся не единожды. В период II мировой войны он использовался преимущественно в качестве транспортного судна, доставляя союзникам атлантическим и арктическим конвоями самолёты, вооружение и провизию. «Аргус» является рекордсменом по количеству одновременно погруженных на борт самолётов. Их количество составило – 92 машины.

После попадания в кормовую часть авиабомбы весом 250 кг. в конце 1942 года и затяжного ремонта «Аргус» стал использоваться преимущественно как учебное судно. Его история закончилась списанием и утилизацией в 1947 году.

Неудачная посадка
Неудачная посадка
«Argus» в сопровождении британских линкоров «Barham» и «Malaya»
«Argus» в сопровождении британских линкоров «Barham» и «Malaya»

Благодарю за прочтение, обязательно посетите наш Дзен-канал.

Последние статьи

Литоральные боевые корабли США как пример гигантской коррупции в ВМС

Целый класс американских военных надводных кораблей превратился в плавающий металлоломом.

Сценарий учений НАТО против России

В 2021 году состоятся крупнейшие военные мероприятия с момента окончания «холодной войны» - «Defender Europe» и «Запад-21».

Массовое производство F-35 откладывается на неопределенное время

Стала известна и причина такого решения – 871 дефект до сих пор, не устраненных на истребителе.

Спецназ НАТО досмотрел Российский корабль

Греческое подразделение специального назначения искало на торговом судне оружие для Ливии.

С-70 Охотник стал еще и бомбардировщиком

На испытаниях беспилотник совершил бомбометание по наземным объектам.

Ан-2 вошел в состав вооруженных сил Украины

Самолет ранее был конфискован за контрабандную деятельность торговцев контрфактными сигаретами.

Как морозы влияют на боевые действия?

Боевой арсенал российских военных предназначен для ведения боевых действий при температурах от плюс пятидесяти до минус пятидесяти градусов.

Бывшие и действующие военнослужащие США в «битве за Капитолий»

Расследование американских журналистов указывает на то, что в беспорядках 6 января в Вашингтоне приняли участие некоторые представители вооруженных сил.

Похожие статьи