ИИ стал пилотом ВВС США

Другие статьи

15 декабря с авиабазы Бил в штате Калифорния взлетел самолет разведывательной авиации Lockheed U-2 Dragon Lady. За штурвалом находился пилот американских военно-воздушных сил с позывным Вуду. Об этом сообщило информационное агентство США New Atlas.

Но это не был очередной полет разведчика в целях сбора информации. Полет U-2 стал примечательным тем, что в помощь «живой составляющей» внедрили искусственный интеллект, называемый «алгоритм ARTUu».

Как информирует New Atlas, ARTUu разрабатывался Федеральной лабораторией авиационного командования ВВС США на протяжении трех лет. Задача, поставленная перед алгоритмом, заключалась в определении возможности нанесения ракетного удара и определении расстояния до средств, способных выпустить ракету. Датчики и навигация ИИ выбирали маршрут безопасного следования, держась на расстоянии от возможного противника.

«Учить» ИИ своей работе пришлось на протяжении более полумиллиона различных экспериментов, направленных на моделирование ситуаций «воздушных боев». В ходе полета, как отмечает агентство, «экипаж» показал слаженную работу: человек управлял самолетом-разведчиком и выискивал «врага», а ИИ тем временем следил за возможностью пуска ракет и прокладывал маршрут. Оба «пилота» пользовались данными, приходящими с одного радара.

Кабина для воздушного виртуального боя
Кабина для воздушного виртуального боя

Испытание в Калифорнии должно было показать, что алгоритм может легко действовать во взаимодействии с человеком, взяв на себя часть его обязанностей. «Данное мероприятие прошло под эгидой Национальной оборонной стратегии, призывающее использовать инновационные проекты, связанные с искусственным интеллектом в воздушном и космическом пространстве», – заявила министр военно-воздушных сил США Барбара Баррет.

Как отмечает Баррет, алгоритм ARTUu стал интеллектуальной программой, созданная на основе состязаний, проведенных Управлением перспективных разработок (DARPA) и называемые Alpha Dogfight Trials. Состязания делились на несколько ступеней. На первом и втором этапе пилоты ВВС США, отобранные для участия в мероприятиях, практиковались в управлении виртуального самолета, а затем противостояли друг другу. На третьем этапе к ним подключился нейросетевой интеллект, «управлявший» F-15.

Алгоритм, который должен был противостоять человеку, выбирался на первых двух ступенях в подобных состязаниях среди программного обеспечения таких компаний, как Aurora Flight, EpiSys Science, Lockheed Martin, Perspecta Labs и многие другие. Победителем среди искусственных интеллектов был признан алгоритм от программистов Heron System. Он просто «порвал» всех своих конкурентов, «сражаясь» на F-16.

Как отметили представители DARPA, к выходу в «люди» интеллект от Heron имел в своем «послужном списке» примерно четыре млрд симуляций воздушных боев.

Впрочем, ИИ так же легко поочередно разделался и с виртуальными истребителями, под управлением живых пилотов. На последнем этапе решили провести финальную битву из пяти воздушных боев между лучшим «живым» представителем истребительной авиации ВВС США, имеющий позывной Banger и алгоритмом Heron. «Летчикам» разрешили пользоваться только пушкой, установленной в носовой части F-16. И для полного уравнивания возможностей, в интеллект заложили средние показатели переносимости перегрузки человеческим организмом.

Пилот с позывными Banger
Пилот с позывными Banger

Результат удивил даже представителей Heron System: пять ноль в пользу ИИ. Причем в пятом бою пилот живой пытался маневрировать на сверхмалых высотах, прижимаясь к земле. Такая тактика привела к тому, что человек смог продержаться на две минуты больше обычного, но результат был один – человек «погиб».

Итоги и анализ данных мероприятий легли в основу системы ИИ ACE (аir сombat еvolution). В итоге, данный алгоритм и поднялся в воздух вторым пилотом на борту самолета-разведчика U-2.

Так обстоят дела в США. А тем временем на Европейском континенте во Франции производитель боевых ракет компания MBDA объявила о разработке собственного алгоритма по отслеживанию угроз с использованием ИИ. Алгоритм, получивший название 2ACI, был обучен с использованием компьютерных образов. После этого ИИ продемонстрировал свою «компетентность» в распознавании противника с помощью инфракрасного изображения.

2ACI
2ACI

Планируется, что 2ACI будет применяться в любом тактическом мероприятии днем или ночью, при плохих погодных условиях. Первоначально ИИ будет установлен на бронированную технику наземного использования. Но не исключено, что алгоритм «войдет» в состав экипажей военно-морских судов и военно-воздушной авиации вооруженных сил Франции.

Как отметили представители MBDA, им не пришлось устраивать «виртуальные бои», как это было в случае с системой от Heron System. Французы просто воспользовались обширной базой данных с историей применения оружия против бронированных машин и за счет этой базу «научили» ИИ распознавать опасность. Но на данном этапе французы останавливаться не собираются. Они решили внедрить ИИ в боевую часть крылатой ракеты. По утверждению разработчиков, искусственный интеллект будет способен избегать уничтожения вражеским боеприпасом, а уничтожение противника будет происходить со 100 % вероятностью.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи