Ил-80 и Е-4 могут не справиться со своими задачами, поэтому России и США срочно нужны новые платформы

Другие статьи

30 октября авторы статьи о «Самолетах судного дня», вышедшей в испанском интернет журнале El Espanol, рассмотрели и сравнили российский и американский аппараты.

Как отмечают журналисты, у президентов в распоряжении имеется целый флот подобных машин. Путин, например, может перемещаться на четырех Ил-80. Столько же Nightwatch (Ночных дозоров) в распоряжении Трампа.

Военно-командные пункты (ВКП) – так официально называются «машины апокалипсиса». ВПК стали «приветом» из прошлого столетия, когда в 60-х годах чуть не случился Карибский кризис. Именно тогда, американцы озаботились тем, как вывести президента из зоны ядерного поражения и максимально долго сохранять его дееспособность и возможность руководить вооруженными силами США.

ИЛ- 80 на аэродроме Чкалова
ИЛ- 80 на аэродроме Чкалова

Первые американские ВКП были собраны на основе самолетов топливозаправщиков КС-135А. Одиннадцать аппаратов 13 лет несли дежурство в воздухе, поочередно меняя друг друга. На каждом самолете, который в этот момент «дежурил», обязательно присутствовал кто-либо из высшего военного командования Пентагона. С борта, генерал мог поддерживать связь не только с любой наземной силой США, но и с подводными лодками, находящихся в мировом океане. Подобную связь обеспечивали сверхдлинные радиоволны, исходящие из прикрепленных к самолету тросовых антенн длиной до восьми км.

В 1973 году появился первый Е-4, который был построен на платформе широкофюзеляжного пассажирского авиалайнера Boeing 747. Целью производства нового аппарата стало увеличение летных характеристик ВКП. Е-4 стал способен находиться в воздухе неделю, заправляясь топливом от воздушных заправщиков. В этом проекте тросовые антенны были заменены приемниками, которые принимали и выдавали информацию через самолеты-трансляторы.

ИЛ-96
ИЛ-96

Кроме того, помимо аналоговой системы, которая была установлена на КС-135, установили новейшую на тот момент электронную систему, увеличившая функциональность ВКП. Совмещение аналога и электроники было объяснено тем, что при воздействии электромагнитного импульса, новые системы могут отказать. На Е-4 впервые появились комплексы связи со спутниками.

Всего таких самолетов за период 1973-1978 г.г. было собрано четыре. Средняя стоимость одной машины составила примерно 250 млн. долларов. В тот момент это были самые дорогие проекты Минобороны США.

К началу нового тысячелетия самолеты были отправлены на модернизацию, после чего получили название Е-4В Nightwatch. Летательные способности модернизированного ВКП стали ограничены ресурсами запасов для экипажа. То есть, аппарат практически не имеет ограничение полетов по времени и дальности. Увеличили живучесть пассажиров при попадании самолета в зону ядерного заражения. Особое внимание уделили узлам связи. Вернули выпускаемую антенну, на случай не возможности связи с самолетами-трансляторами. Повысили количество автоматизированных рабочих мест для офицеров штаба, и увеличили персонал до ста человек.

E-4
E-4

Как пишут испанские журналисты, о российском «самолете судного дня» известно намного меньше. Ил-80 стал улучшенной копией Ил-86, разработка которого началась в 70-х годах прошлого столетия. Основной упор при конструировании самолета сделали на многоканальные системы связи с максимально возможным диапазоном; защищенность аппарата от радиации и от электромагнитного импульса; увеличили мощность электросетей на борту.

Модернизация самолетов происходила уже в новом тысячелетии. Но коснулась она установки комплекса спутниковой связи, «горб» которого можно усмотреть на фото, и дизайна внутреннего помещения салона.

Однако, как пишут испанцы, и Россия, и США одновременно озаботились появлением новой платформы, которая станет нести на себе более современное оборудование, при этом повысив свои полетные характеристики и защищенность от различных воздействий извне.

И если Boeing продолжит модернизировать Е-4В, ресурс которых хватит еще лет на 15, то КБ Ильюшина создает принципиально новый ВКП Ил-96-400М. Его полезная нагрузка составит примерно 60 тонн, против 42 т на Ил-80. Дальность достигнет 8 700 км, против 3 800 км.

Дозаправка в воздухе
Дозаправка в воздухе

И российские, и американские авиаконструкторы заявили, что новые ВПК должны заступить на «вахту» в 2022 году. «Указанные сроки объясняются, прежде всего, тем, что устаревшие образцы ВКП могут не справиться с задачами, возложенными на них. Это, прежде, всего защита от новейших систем РЭБ и устойчивая связь с наземными подразделениями. К тому же, политическая обстановка в мире требует у президентов противостоящих друг другу стран иметь «под рукой» самолет, способный вывести их из-под удара. И чем современней будет «машина апокалипсиса», тем больше возможности уцелеть», — заключили испанские журналисты.

Дзен

Последние статьи

Биопрограмма против РФ

Российский Совбез предупреждает об активизации американских исследований в военных биолабораториях.

Похожие статьи