История русских миноносцев «Биэркэ» лейтенанта Беклемишева

Другие статьи

Конец XIXвека является периодом зарождения русского миноносного и подводного флота. Успехи зарубежных судостроителей и I мировая война подстёгивали имперскую Россию развивать свой военный флот. Неоценимый вклад в создание боевых кораблей внес Михаил Николаевич Беклемишев. «Биэркэ» – такое название получил тип миноносных малоразмерных судов по названию первой спущенной на воду единицы. Серия из шести миноносцев была построена по проекту Беклемишева в период с 1889 по 1891 годы.

Михаил Николаевич Беклемишев
Михаил Николаевич Беклемишев

Проектирование

К 1889 году, когда лейтенантом Российского Императорского флота М.Н. Беклемишевым были представлены чертежи нового миноносца, русское судостроение уже имело опыт строительства таких судов. Собственно, «Биэркэ» – это не созданный с «чистого листа» миноносец, а глубокая модернизация уже испытанных образцов. Беклемишев предложил внести несколько существенных изменений, что, по его мнению, позволило бы улучшить скоростные показатели, остойчивость, увеличить время автономного плавания.

Главной инновацией считалась установка новых силовых агрегатов. Паровые котлы должны были использовать в качестве топлива не уголь, как ранее, а мазут. Кроме этого конструктор предложил для улучшения маневренности установить два парных руля по сторонам от винта. В будущем эти предложения будут отвергнуты, но правильные решения в то время искались зачастую только опытным путём. Расчётная скорость судов составляла 22-23 узла.

На миноносцах «Роченсальм», «Биэркэ» и «Анапа» несколько изменилась дислокация вооружения. Пара торпедных установок на верхней палубе переместилась за боевую рубку по бортам. Изменение балансировки по мнению конструктора позволило бы избавиться от «заныривания» носа в воду на полном ходу, но в последствии капитаны все равно жаловались на этот недостаток. Кроме этого торпеды получили поворотные кронштейны, что ускорило время их наведения на цель. «Гапсаль», «Моонзунд» и «Ай Тодор» имели торпедные аппараты в носовой части (не поворотный ниже уровня верхней палубы) и на корме (поворотный).

Для обеспечения непотопляемости Беклемишев предложил разделить корпус на 8 изолированных отсеков (по другим данным корпус имел 9 переборок, т.е. 10 отсеков).

Миноносец «Анапа»
Миноносец «Анапа»

Строительство

Как указывалось, всего было построено шесть миноносцев типа «Биэркэ», номера они получили уже будучи в строю в 1895 году:

“Биэркэ” – № 111

“Роченсальм” – № 112

“Гапсаль” – № 113

“Моонзунд” – № 114

“Анапа” – № 252

“Ай Тодор” – № 253

Строительство миноносцев для Императорского флота было заказана двум заводам: «Обществу Путиловских заводов» (Петербург) – 4 единицы для Балтийского флота и «Товариществу чугунолитейного завода Беллино-Фендерих» (Одесса) – 2 единицы для Черноморского флота.

Корпус создавался по классической для того времени схеме: набор, стальная клёпанная обшивка из листов 3,2 мм и двух палуб.

Наибольшую сложность представила переделка под мазут и инсталляция котлов «Бельвиля». Возникшие технические сложности не удавалось решить в ходе строительства в связи с чем было принято решение отказаться от идеи мазутного отопления. На пяти миноносцах были установлены паровые машины на 1100 л/с в паре с локомотивным котлом, нагнетающим пар под давлением до 12,5 атм. Эксперименту с топливом подвергся только «Роченсальм» на который установили пару водотрубных котлов «Дютампля», что позволило использовать в качестве топлива уголь и мазут. Именно поэтому «Роченсальм» имеет две дымоходных трубы, а остальные – по одной.

Вооружение миноносцев:

– на баке и корме 2 пушки системы «Гочкиса» револьверного типа пятиствольные калибра 37 мм скорострельностью до 32 выстр. в минуту;

– 2 минных совковых аппарата (по обе стороны боевой рубки) с минами Уайтхеда. Запас мин хранился в третьем отсеке.

Миноносец «Гапсаль»
Миноносец «Гапсаль»

Служба

Спуск мононосцев на воду вовсе не означал начало их службы. В ходе эксплуатации выявлялись множественные недоработки, которые приводили к долгосрочным ремонтам. Так, линолеум, которым была покрыта верхняя палуба, пришлось заменить ясеневыми настилами. В проекции котлов поверхность палубы сильно нагревалась и линолеум начинал гореть. Не оправдали надежд двойные рули, экспериментально установленные на «Айтодоре». Миноносец не мог развить расчётную скорость, а при скорости более 15 узлов за кормой вода выбрасывалась на высоту до полутора метров. Рули были заменены на один классической компоновки позади винта. Без испытаний подобную замену произвели на «Анапе».

В результате испытаний миноносцы водоизмещением 89 тонн длиной корпуса 38,4 места при ширине 4,47 метра развивали скорость 17-18 узлов. Лидером был «Роченсальм» с показателем в 18,52 узла. В отношении дальности хода сведения рознятся в пределах от 1900 до 2500 миль на экономичном ходу до 10 узлов. Большая дальность хода была доступна «Роченсальму» благодаря наличию более энегроэффективного мазута. На полном ходу миноносцы могли пройти всего 380 миль. Запас топлива на борту – 17 тонн угля. Службу на борту несли 18 матросов и 3 офицера.

Информации о боевых операциях с участием миноносцев лейтенанта Беклемишева не имеется. Известно, что к началу боевых действий I мировой войны большая их часть была выведена в резерв, а в 1909 году с корпусов демонтировали вооружение.

Будем считать, что миноносцы типа «Биэркэ» выполнили свою миссию как опытовые и учебные суда, став испытательным полигоном для судостроителей. Полезный опыт пригодился, ведь впереди у лейтенанта Беклемишева было создание первой русской подводной лодки. Но это тема иной публикации.

Миноносец «Моонзунд»
Миноносец «Моонзунд»

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи