Как дизайнер SR-71 создал истребитель для асов

Другие статьи

Рассматривая снимки летательных аппаратов, легко представить себе разные самолеты, которые существовали в практически разных мирах друг от друга. Но если обратить пристальное внимание на один из них — SR-71 Blackbird, то, оказывается, что он тесно связан с одним из лучших истребителей Второй мировой войны — P-38 Lightning.

SR-71 Blackbird – это один из наиболее впечатляющих летательных аппаратов, на которых когда-либо летали американские летчики. Хотя его дизайн можно отследить вплоть до идей 50-х годов, его комбинация острых углов и плавных изгибов выглядит футуристично даже спустя 60 лет. Blackbird может похвастаться своей высотой полета (больше 24 километров) и невероятной скоростью (больше 3218 километров в час). Он все еще удерживает многие мировые рекорды в отношении скорости пилотируемых самолетов. Главным инженером, стоящим за конструкцией технологического чуда, был инженер авиастроительной компании Lockheed Кларенс «Келли» Джонсон.

Но, прежде чем Джонсон придумал гениальный летательный аппарат, он поучаствовал в работе над другим скоростным самолетом, способным достигать поразительной высоты, который стал одним из наиболее эффективных американских истребителей Второй мировой войны. Предположительно немцы прозвали его «Вильчатохвостым дьяволом», американский пилот-ас майор Джек Ильфри называл его «Прекрасным монстром». Армия ВВС США дала ему официальное название P-38 Lightning.

Искусство перехвата

Джонсон сделал себе имя еще в 1933 году, когда студентом Университета Мичигана он улучшил аэродинамический дизайн двухмоторного легкого транспортного и пассажирского самолета Lockheed Model 10 Electra, внедрив двухкилевой дизайн – характеристику, которая стала знаком отличия компании Lockheed на следующие десятилетия. Примерно в то же время в 1934 году первый лейтенант Бенжамин Келси стал руководителем проекта по созданию истребителя в ВВС США. Заинтересованный в современной концепции летательного аппарата, способного уничтожать бомбардировщики, офис Келси издал заказ на создание высокоскоростного, тяжело вооруженного истребителя с главной целью перехвата и уничтожения бомбардировщиков противника, летящих на большой высоте.

Компания Lockheed представила дизайн, в первую очередь придуманный Джонсоном, который несколько проиграл в конкуренции с идеей Белл XFM-1 Airacuda. Хотя одна эскадра Airacudas, в конечном счете, поступила в эксплуатацию, летательный аппарат с двойным двигателем и экипажем из пяти человек постоянно испытывал технические проблемы. Его провал был одним фактором среди прочих, которые убедили Келси, которому понравилось предложение Джонсона, что конструкция более компактного истребителя с одним сиденьем может быть более эффективной для миссии перехвата вражеских бомбардировщиков.

Келси работал с лейтенантом Гордоном Сэвиллом, который занимал место в армейском комитете снабжения летательных аппаратов. Оба мужчины представляли истребитель с большей мощностью двигателя (до 1500 л.с., что намного превышало показатели XFM-1) и до 450 кг вооружения, что было значительно больше 225 кг, необходимых для американских самолетов с середины до конца 30-х годов прошлого века. В феврале 1937 года Келси издал заказ на создание перехватчика с одним местом в кабине. Заказ призывал создать самолет, способный преодолевать минимум 579 километров в час и специализировался бы на использовании мощных двигателей Allison V-1710C с управлением турбонагнетателем от General Electric для полета на большой высоте.

Новые идеи

Шести компаниям предложили представить свой дизайн: Boeing, Consolidated, Curtiss, Douglass, Vultee и Lockheed. Хотя большинство сотрудников компании Lockheed сосредоточились на других проектах, Джонсон и главный инженер компании Холл Хиббард создали новый истребитель, который прозвали Model 22. Мужчинам также помогали Уиллис Хокинс и Джеймс Гершлер. Джонсон рассматривал шесть потенциальных конструкторских решений, включая двигатель с толкающим воздушным винтом, двойной фюзеляж с кабиной с левой стороны и дизайн, согласно которому двигатели оказывались по центру.

Оглядываясь назад годы спустя, Джонсон вспоминает, что процесс работы над конструкцией самолета имел «логичную эволюцию», согласовывавшуюся с требованиями заказа. Простой подход к тому, чтобы развивать дизайн согласно логики базовых требований заказа, предопределил карьеру Джонсона, включая последующую работу над высотным самолетом-разведчиком A-12, который позже эволюционировал в SR-71 Blackbird. Тот самый самолет, известный тем, что он раздвинул границы скорости и высоты, стал результатом отработок 12 дизайнов и только один превышал требования скорости, высоты, дальности и малозаметности. Как процесс создания модели Model 22, так и SR-71 указывали на то, что последователь и близкий друг Джонсона Бен Рич вспоминал как «фанатичную» веру Джонсона в то, что «самолет, который прекрасно выглядит, будет так же летать».

Молния в небе

Lockheed P-38 Lightning
Lockheed P-38 Lightning

Первые полеты XP-38 были по-настоящему прекрасны. Келси сам взялся за управление им, но еще до того, как он оторвался от земли, отказали тормоза, а во время первого полета — закрылки. После того, как эти проблемы были устранены, 11 февраля 1939 года Келси полетел на самолете с Мартовской военно-воздушной базы в Риверсайде, Калифорния на базу ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, Огайо после остановки для дозаправки в Амарилло, Техас. Скорость полета XP-38 в тот день составляла в среднем 580 километров в час. Чтобы понять, что это означало, вспомним, что двумя годами ранее Говард Хьюз установил рекорд, пролетев около 7 часов на скорости 526 километров в час на гоночном H-1. Приземлившись в Огайо, XP-38 явно был готов побить этот рекорд. Встретившись с Келси на базе, генерал армии Генри Арнольд проинструктировал Келси продолжать полет на базу ВВС Митчел в Нью-Йорке для достижения рекорда. Но при приближении к базе ВВС Митчел двигатели самолета подмерзли. Несмотря на усилия Келси, прототип упал на верхушки деревьев, а затем начал скользить по площадке для игры в гольф. Келси не пострадал, но самолет был уничтожен. Несмотря на то, что он не достиг взлетно-посадочной полосы, не пролетев еще 610 метров, он все равно побил рекорд, летев семь часов и две минуты.

Работая на Lockheed, Джонсон стал известен тем, что раздвигал границы скорости и прочих характеристик. Аналогично XP-38, самолет A-12, который позже эволюционировал в SR-71 Blackbird, в свои первые дни после разработки страдал от тех же проблем. Первый тестовый самолет A-12 в 1962 году испытал опасную встряску, прежде чем пилот Лу Шалк смог его посадить на осушенное дно озера. SR-71 установил свой собственный рекорд в 1990 году, долетев из Лос-Анджелеса до Вашингтона за час и четыре минуты.

Наследие «Молнии»

P-38 стал одним из наиболее гибких самолетов Второй мировой войны. Два самых лучших американских пилота майор Ричард Бонг и Томас Макгвайр достигли всех своих побед именно на этой модели самолета. Из восьми асов США на Тихоокеанском театре военных действий (тех, у кого было 20 и больше побед) семеро летали на P-38. Lightning стал третьим самым успешным самолетом времен войны (его обогнали только P-51 Mustang и F6F Hellcat). Высокая скорость P-38, превышающая 640 километров в час, в сочетании с дальностью полета (до 4000 километров с дополнительным топливом) и способность оставаться в небе несмотря на повреждения сделали его особенно ценным в ходе заданий фоторазведки. Променяв оружие на камеру, модель для разведывательных миссий получила собственное название F-5. Хотя Джонсон не планировал превращать P-38 в самолет-разведчик, его усилия по раздвиганию границ скорости и высоты сделали его инженером, обладающим компетенцией для этой роли. В этом плане SR-71 Blackbird — его достижение в плане самолетов-разведчиков высокой скорости — восходит к его работе над P-38.

Конечно, никакой летательный аппарат не может быть работой одного человека. И P-38, и Blackbird, равно как и другие самолеты, созданные под руководством Джонсона, были совместной работой инженеров, дизайнеров, ученых и пилотов, которые тестировали готовый проект. Но в них во всех поучаствовал Джонсон, создав наследие самолетов с двухкилевым хвостовым оперением, которые заслужили важное место в истории авиации и памяти людей.

Дзен

Последние статьи

Разбирательство гибели бойцов подразделения «Призрак» продолжается

Военкоры указывают на отдельные проблемы, привёдшие к убийству пятерых бойцов Народной Милиции ЛНР, и опровергает слухи.

Похожие статьи