Кладбище танков

Другие статьи

Каждая военная техника имеет свои сроки эксплуатации, после которых она либо начинает модернизироваться, либо отправляется в законсервированном виде на места хранения. В некоторых таких местах хранения машины превращаются в настоящие танковые кладбища. Сотни танков стоят под открытом небом и приходят в негодность, подвергаясь воздействию солнца, дождя, снега – в общем, гниют. Причин, по которым танки приходят в негодность, множество. Но не об этом сейчас.

Представители организации, занимающиеся обеспечением и закупками для подразделений НАТО, предъявили результаты программы, в которых отразили суммы денежных средств, полученных на утилизации бронированных машин немецкого производства.

Танк Леопард-1
Танк Леопард-1

Такой машиной стал танк производства Германии Leopard 1A2. Машина была разработана в 60-х годах прошлого века конструкторами фирмы Porshe. Танк являлся основной боевой машиной армий ФРГ, Италии, Нидерландов, Дании и еще ряда стран. Но в 1980 году танки стали сниматься с вооружения и отправлять на консервацию. Так постепенно их скопилось несколько сотен тысяч единиц, с которыми не знали, что делать. В общей сложности Леопардов было произведено больше 4,5 тысячи штук. Правда 1,5 тысячи из них до сих пор эксплуатируется.

Два года назад «тыловики» из североатлантического альянса предложили всем желающим, у кого образовались подобные танковые кладбища, заняться ликвидацией Леопардов. На предложение откликнулись Германия и Италия. На «полях» этих стран скопилось 483 танка, которых и решили утилизировать.

Кладбище леопардов
Кладбище леопардов

И вот, спустя два года, «утилизаторы» выложили отчет по «операции». Общая сумма заработанных денег составила 3 млн 21 тыс долларов. Такая сумма сложилась после того, как военные разделали танк на части и разделили на сталь и цветной металл, которых получилось в общей сложности двадцать три тонны и асбеста, весом 22 кг. Вдобавок к этому, оружие и системы управления огнем содержали драгоценные компоненты и дорогостоящий материал.

После того, как из общей суммы реализованного материала вычли затраты на логистику и зарплату рабочим, получилось, что каждый Леопард принес 6,5 тысячи долларов. В принципе, сумма не очень большая, учитывая, что на все ушло два года, но это лучше чем содержать кладбища старых танков и смотреть, как экология вокруг этого кладбища умирает вместе с машинами.

Стоит, наверное, обратить внимание на данный опыт НАТОвских «утилизаторов» всем республикам бывшего Союза, на чьих полигонах скопилось огромное количество «танкового хлама», оставленных в наследство после распада СССР.

Кладбище Т-55
Кладбище Т-55

Лишь только некоторая часть из этого хлама может пойти на дальнейшую модернизацию, и то в виде отдельных запчастей. Как ранее заявлял бывший начальник бронетанкового управления России генерал Александр Шевченко, «до конца 2020 года было принято решение ликвидировать всего 4 тысячи единицы устаревшей техники вместо 10 тысяч заявленных ранее». Объяснялось это тем, что 6 тысяч машин пройдут модернизацию. Это конечно очень хорошо. Однако некоторые эксперты утверждают, что на утилизацию просто нет денег.

Но если даже представить, что Т-72 и Т-80 пройдут модернизацию, то Т-64, Т-55, Т-62, которых по скромным подсчетам ржавеет в количестве 2,8 тысячи штук, навряд ли нужны современным танковым подразделениям. Их даже за рубеж не продать. В России пока научились использовать старые танки в качестве памятников. Конечно, идея не плохая, повышает патриотизм. Но ведь невозможно все 2,8 тысячи танков распихать по паркам и мемориальным комплексам. Может, стоит обратить внимание на пример НАТО и посчитать, сколько с каждого танка получиться заработать и какая складывается общая сумма.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи