Американский эксперт призывает избавляться от гордости ВМС США – авианесущих кораблей.
Опубликованная в The National Interest статья военно-морского эксперта Дэвида Вайса, стала своего рода подведением итогов эры, которая была названа «эрой авианосцев». Вайс утверждает, что период доминирования этих кораблей уже давно прошел и пора пересматривать всю доктрину американских ВМС, пока не наступил очередной крах, подобный Перл-Харбор.
Данное сравнение, по мнению автора, не случайное. В далеких 1940-х годах так же как и сейчас преобладало мнение, что определенная группа кораблей способна перевернуть любой ход морских сражений. На тот момент линкоры считались неуязвимыми и всесильными. Пока японцы не доказали обратное.
Подтверждение о мощи авианосцев пришло к американцам в 1942 году, когда ВМС США с участием 3-х авианесущих кораблей в сражении у атолла Мидуэй разгромил японский флот. Но как указывает Вайс, кроме этого момента американские авианосцы больше ни когда не вступали в морские сражения с флотом противника. Эффективность таких платформ основывалась на воздействии самолетов во время проведения наземных военных операций, базирующихся на авианосце.
В последнее время участились разговоры по поводу уязвимости таких кораблей. Однако они уходили не в ту плоскость. Автор статьи приводит пример таких разговоров, когда предлагают внедрить на авианосцах стелс-технологии и тут же указывается, почему этого невозможно сделать.
«Несмотря на это, флот продолжает концертировать свое внимание на постройку крупных, высокотехнологичных и в то же время все более уязвимых кораблей, чем ставит будущее американской мощи под угрозу», – пишет Вайс.
Как указывает автор, Пентагон в 2003 году заказал постройку авианосца Джордж Буш за 6 млрд. долларов. А в 2018 году был заложен новый авианосец типа Джеральд Форд под размещение новейших истребителей палубного базирования F-35, но уже стоимостью 12 млрд. долларов при ежегодном обслуживании в один млрд. долларов.
Как утверждают сами военные моряки, для эффективной морской эскадры достаточно иметь 11 «плавающих аэродромов». Но в 2019 году в Конгрессе США уже было заявлено, что денег в скором времени может хватить на содержание только девяти авианосцев, если четыре из которых будут находиться у берегов США.
Но нехватка средств это только часть беды. Разрыв между проектированием новых авиакораблей и усовершенствованием высокоточного оружия резко возрос не в пользу «гегемона ВМС США». Период, когда авианосец мог безнаказанно действовать у берегов противника прошел. Загоризонтные установки противокорабельных ракет теперь могут находиться в зоне недосягаемости корабельной авиации.
Капитан одного из авианосца Генри Хендрикс как-то посчитал, что Китай может произвести больше тысячи противокорабельных ракет по цене одного авианесущего корабля. «Как вы думаете, сколько из них мы сможем остановить при обстреле?» – спрашивал капитан. «Максимум пятьдесят, при том, что достаточно одной, чтобы вывести авианосец из строя. А если размещать корабль вне зоны досягаемости ракет, каков тогда смысл всех этих авианосцев, с которых самолеты даже не долетят до берега».
Но более зловещими, по мнению автора, являются эскадрильи морских ударных истребителей, способные запускать десятки противокорабельных ракет дальнего действия. Не стоит забывать и про подводные лодки, вооруженные торпедами и противокорабельными ракетами. «Дырка в днище – стопроцентный результат для затопления».
«Еще в 1982 году советский адмирал Сергей Горчаков говорил об ошибке Пентагона, сделавших ставку на авианосцы. После второй мировой войны американцам не представилось столкнуться с противником в море. Они сделали вывод, что их просто боятся», -пишет Вайс. В том же году, Хайман Риковер, адмирал ВМС США, на вопрос конгрессменов, сколько продержаться американские авианосцы в реальной войне, ответил: «48 часов». А уже к 2002 году, когда были проведены первые имитационные компьютерные войны, живучесть кораблей сократилась до 18-ти часов. На дворе 2020 год и по некоторым источникам стало известно, что в последний раз все американские авианосцы были «уничтожены» за сорок минут.
Тем не менее, ВМС США с маниакальным упорством продолжает заказывать новые авианесущие корабли. Указывается на то, что платформы станут беспилотными, для таких же беспилотных F-35, которые планируются выпускать в скором времени. «Полный бред», – комментирует Вайс. Оправдание, что это будет стоить дешевле, ни сколько не оправдывает быстрого уничтожения авианосца со всем его содержимым.
«Америка во время операции «Буря в пустыне» показала всему миру эффективность высокоточного оружия, чем и подтолкнула потенциального противника к его созданию. Надо уже сейчас задуматься, как противостоять этому. Авианосцы отличная цель для подобного оружия. Может хватит выкидывать миллиарды на ветер?», – пишет автор.
Выход для ВМС США Вайс видит в развитии подводного флота. Причем не в атомоходах, а в дизельных вариантах, так как такие образцы очень сложно обнаружить, и стоят они в три раза дешевле, чем атомные. Вариант беспилотных аппаратов как раз можно применить в подводном флоте. Потенциал таких аппаратов очень большой – от наступательного, до оборонного.
«В 2050 году потребуется иная структура ВМС и другая концепция боя. Продолжение чрезмерных инвестиций в авианосные плавсредства – это гибель для военно-морского флота США, а значит и всей нации», – заключил Дэвид Вайс.