Конец эры авианосцев

Другие статьи

Американский эксперт призывает избавляться от гордости ВМС США – авианесущих кораблей.

Опубликованная в The National Interest статья военно-морского эксперта Дэвида Вайса, стала своего рода подведением итогов эры, которая была названа «эрой авианосцев». Вайс утверждает, что период доминирования этих кораблей уже давно прошел и пора пересматривать всю доктрину американских ВМС, пока не наступил очередной крах, подобный Перл-Харбор.

Данное сравнение, по мнению автора, не случайное. В далеких 1940-х годах так же как и сейчас преобладало мнение, что определенная группа кораблей способна перевернуть любой ход морских сражений. На тот момент линкоры считались неуязвимыми и всесильными. Пока японцы не доказали обратное.

Подтверждение о мощи авианосцев пришло к американцам в 1942 году, когда ВМС США с участием 3-х авианесущих кораблей в сражении у атолла Мидуэй разгромил японский флот. Но как указывает Вайс, кроме этого момента американские авианосцы больше ни когда не вступали в морские сражения с флотом противника. Эффективность таких платформ основывалась на воздействии самолетов во время проведения наземных военных операций, базирующихся на авианосце.

В последнее время участились разговоры по поводу уязвимости таких кораблей. Однако они уходили не в ту плоскость. Автор статьи приводит пример таких разговоров, когда предлагают внедрить на авианосцах стелс-технологии и тут же указывается, почему этого невозможно сделать.

Авианосец Kitty-Hawk
Авианосец Kitty-Hawk

«Несмотря на это, флот продолжает концертировать свое внимание на постройку крупных, высокотехнологичных и в то же время все более уязвимых кораблей, чем ставит будущее американской мощи под угрозу», — пишет Вайс.

Как указывает автор, Пентагон в 2003 году заказал постройку авианосца Джордж Буш за 6 млрд. долларов. А в 2018 году был заложен новый авианосец типа Джеральд Форд под размещение новейших истребителей палубного базирования F-35, но уже стоимостью 12 млрд. долларов при ежегодном обслуживании в один млрд. долларов.

Как утверждают сами военные моряки, для эффективной морской эскадры достаточно иметь 11 «плавающих аэродромов». Но в 2019 году в Конгрессе США уже было заявлено, что денег в скором времени может хватить на содержание только девяти авианосцев, если четыре из которых будут находиться у берегов США.

Но нехватка средств это только часть беды. Разрыв между проектированием новых авиакораблей и усовершенствованием высокоточного оружия резко возрос не в пользу «гегемона ВМС США». Период, когда авианосец мог безнаказанно действовать у берегов противника прошел. Загоризонтные установки противокорабельных ракет теперь могут находиться в зоне недосягаемости корабельной авиации.

Капитан одного из авианосца Генри Хендрикс как-то посчитал, что Китай может произвести больше тысячи противокорабельных ракет по цене одного авианесущего корабля. «Как вы думаете, сколько из них мы сможем остановить при обстреле?» — спрашивал капитан. «Максимум пятьдесят, при том, что достаточно одной, чтобы вывести авианосец из строя. А если размещать корабль вне зоны досягаемости ракет, каков тогда смысл всех этих авианосцев, с которых самолеты даже не долетят до берега».

Авианосец Джордж Буш
Авианосец Джордж Буш

Но более зловещими, по мнению автора, являются эскадрильи морских ударных истребителей, способные запускать десятки противокорабельных ракет дальнего действия. Не стоит забывать и про подводные лодки, вооруженные торпедами и противокорабельными ракетами. «Дырка в днище – стопроцентный результат для затопления».

«Еще в 1982 году советский адмирал Сергей Горчаков говорил об ошибке Пентагона, сделавших ставку на авианосцы. После второй мировой войны американцам не представилось столкнуться с противником в море. Они сделали вывод, что их просто боятся», -пишет Вайс. В том же году, Хайман Риковер, адмирал ВМС США, на вопрос конгрессменов, сколько продержаться американские авианосцы в реальной войне, ответил: «48 часов». А уже к 2002 году, когда были проведены первые имитационные компьютерные войны, живучесть кораблей сократилась до 18-ти часов. На дворе 2020 год и по некоторым источникам стало известно, что в последний раз все американские авианосцы были «уничтожены» за сорок минут.

Тем не менее, ВМС США с маниакальным упорством продолжает заказывать новые авианесущие корабли. Указывается на то, что платформы станут беспилотными, для таких же беспилотных F-35, которые планируются выпускать в скором времени. «Полный бред», — комментирует Вайс. Оправдание, что это будет стоить дешевле, ни сколько не оправдывает быстрого уничтожения авианосца со всем его содержимым.

Взлет с авианосца
Взлет с авианосца

«Америка во время операции «Буря в пустыне» показала всему миру эффективность высокоточного оружия, чем и подтолкнула потенциального противника к его созданию. Надо уже сейчас задуматься, как противостоять этому. Авианосцы отличная цель для подобного оружия. Может хватит выкидывать миллиарды на ветер?», — пишет автор.

Выход для ВМС США Вайс видит в развитии подводного флота. Причем не в атомоходах, а в дизельных вариантах, так как такие образцы очень сложно обнаружить, и стоят они в три раза дешевле, чем атомные. Вариант беспилотных аппаратов как раз можно применить в подводном флоте. Потенциал таких аппаратов очень большой – от наступательного, до оборонного.

«В 2050 году потребуется иная структура ВМС и другая концепция боя. Продолжение чрезмерных инвестиций в авианосные плавсредства – это гибель для военно-морского флота США, а значит и всей нации», — заключил Дэвид Вайс.

Дзен

Предыдущая статьяЛучшие спецподразделения мира.
Следующая статьяГранатомет ГМ-94

Последние статьи

Биопрограмма против РФ

Российский Совбез предупреждает об активизации американских исследований в военных биолабораториях.

Похожие статьи