Конвертоплан для ВДВ РФ: миф или реальность?

Другие статьи

Доработка подобной техники в США происходила более 12-ти лет. Сможет ли российский ВПК наладить выпуск безаварийных машин за короткое время?

В последнее время на совещаниях в Министерстве обороны РФ, где присутствует, в том числе, и командование воздушно-десантных войск России, опять поднимается вопрос о возможности разработки и производства техники, называемой конвертопланом, для нужд десантников. Подобный вопрос уже поднимался в 2018 году, когда командование ВДВ изучало необходимость применения этого гибрида вертолета и самолета в вооруженных силах РФ. Как отметили эксперты, применение таких машин позволит подразделениям быстрее совершать переброску на расстоянии.

Именно тогда началась проработка технического задания летательного аппарата (ЛА) для конструкторов. Обязательным условием в ТЗ станет пункт о пилотируемом ЛА с помощью живой силы.

По идее, конвертоплан должен включать в себя возможности вертолета, когда машина может совершать посадку и взлетать в вертикальном режиме. И самолета, перемещаясь по воздуху на скорости, приближенной к транспортной авиатехнике. Такие «способности» дают машине возможность приземлиться на любую поверхность, высадить или загрузить определенное количество человек или груза, и переместить на большое расстояние.

Конечно, в теоретическом плане подобные гибриды во многом выигрывают у тех же вертолетов и самолетов. Преимущества перед первыми в том, что конвертоплан сможет брать больше груза, а перед вторыми – им не нужен посадочный аэродром. Но беда в том, что подобные ЛА высоко аварийные машины. И эксплуатация американских Osprey – лишнее тому подтверждение.

VRT30
VRT30

Первый опытный образец был создан в 50-е годы прошлого столетия компанией Bell. Модель XV-3 взлетела в 1955 году, но спустя некоторое время потерпела крушение. Второй образец пришлось ждать четыре года, но его летные характеристики не впечатлили американских генералов, отдав свое предпочтение вертолету.

Пентагон вернулся к идее конвертоплана в 1980-м году. А уже через пять лет появился прототип V-22 Osprey от все той же компании Bell. В 1988 году появился предсерийный образец. Но как утверждают американцы, девять аварий подряд отодвинули производство новых образцов до 1999 года.

В 2000 году появляется более усовершенствованные машины, которые были переданы в войсковые подразделения для испытаний. Но и они были «успешно» разбиты. Впрочем, расследование установило причиной аварий ошибки пилотов, и рекомендовало Osprey к принятию на вооружение.

Конструкция конвертоплана больше походит на самолет с приделанными к нему вертолетными винтами. Фюзеляж двадцать второго и обшивку изготовили из углепластика. Кабину пилотов оснастили пулестойким стеклом. В грузовом отсеке установили три двери, две по бокам и одну заднюю откидывающуюся. Внутри грузового отсека установили откидные сиденья, а в полу закрепили конструкцию, не дающая свободно передвигаться грузу.

Двигатели АЕ-1107С имеют поворотные гондолы, а вращение лопастей полностью синхронизируется с помощью трансмиссии из редукторов. Сами гондолы вращаются за счет гидросистемы. Система шасси состоит из трех опор при управляемой носовой стойке.

На V-22 установлено радиолокационное оборудование и штанга для заправки в воздухе. В хвосте машины имеется точка для возможной установки пулемета.

Размах крыльев машины составляет 14 метров при весе 24 тонны. Крейсерская скорость V-22 достигает 445 км/ч, а дальность полета 3600 км. Боевой же радиус не больше 720 км. Способность поднять груза варьируется от 9 тонн до 15 тонн.

С такими техническими характеристиками конвертопланы поступили в серийное производство, а оттуда в подразделения морской пехоты США. Но уже после этого начали фиксироваться инциденты, связанные с использованием Osprey. Самым трагичным из них произошел в 2000 году в штате Аризона, где разбились два аппарата, и погибло девятнадцать человек. Причиной аварии назвали рассинхронизацию работы двигателей при снижении. Однако и в 2003, и в 2007, и в 2012 случались подобные поломки двигателей. Жертв удавалось избежать, но машины не выдерживали нагрузки и ломались. Подобный рассинхрон объяснялся сложностью механизма взаимодействующих двигателей. Данная проблема и сейчас остается головной болью американских конструкторов.

Говорить о том, что для российских инженеров проект конвертоплана станет новшеством, не приходится. В 60-х годах прошлого столетия конструкторы ОКБ Камова совместили два несущих винта с турбодвигателями. Но после серии аварий камовский гибрид был закрыт.

Появился он в ОКБ Миля. В результате множества расчетов и экспериментов появился Ми-30, который в 1986 году был включен в программу Министерства обороны СССР. Но наступившая перестройка исключила появление советского конвертоплана на свет.

Ми-30
Ми-30

Однако в 2017 году холдинг «Вертолеты России» на авиакосмическом салоне представил беспилотный вариант гибрида VRT30, собранный, как указали представители холдинга, на основе Ми-30. Он же сообщил, что есть возможность наладить производство российских конвертопланов под определенного заказчика. Таким возможным заказчиком и назвали ВДВ РФ.

Такова нынешняя реальность, связанная с российским вариантом Osprey. Однако она может с легкостью превратится в миф, если генералы, а затем и конструкторы посчитают, что собрать подобный аппарат не предоставляется возможным или требует для этого огромную сумму финансов. И все же стоит надеяться, что конвертоплан для российских воздушно-десантных войск в скором времени появится в воздушном пространстве нашей Родины.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи