Крейсер «Адмирал Лазарев» — списание на берег

Другие статьи

Как отмечает военный эксперт Владимир Тучков, в истории российского военно-морского флота вновь наступили «черные дни». По его словам, тяжелый крейсер на атомном ходу «Адмирал Лазарев» приговорили к долгой и мучительной «смерти». В скором времени крейсер отправится в свой последний путь – на утилизацию. Такой вывод делает эксперт из информации, размещенная на портале государственных закупок.

Из этой информации следует, что корабль в августе прибудет в Приморский край в поселок Дунай на тридцатый судоремонтный завод, где будет «водружен» на разделочный стапель. С заводом уже заключен контракт, на основании которого госкорпорация Росатом выплатит судоремонтникам порядка пяти млрд рублей. Рабочие «обязуются», что «Адмирал Лазарев» будет «разделан» до ноября 2025го г.

Как отмечает Тучков, еще весной прошлого года шло активное обсуждение о его капитальной модернизации и ремонте. Подобные меры были предприняты в отношении его младшего собрата по проекту 1144 Орлан крейсера «Адмирал Нахимов». Этот корабль уже вышел из ремонтных доков и проходит послемодернизационные испытания.

Адмирал Нахимов
Адмирал Нахимов

В связи с этим флагманским кораблем на Тихом океане станет ракетный крейсерский корабль «Варяг» из проекта 1164 Атлант. Крейсеры этого проекта значительно уступают по своим параметрам кораблям 1144. И в водоизмещении, и в габаритах, и в мощности двигателей, и во многом другом. Орланы стали самыми большими кораблями не обладающие возможностями авиаразмещения.

Корабли этой серии строились на протяжении двадцати лет с семидесятых по девяностые годы прошлого века. Первым «выплыл» в 1980ом г. «Адмирал Ушаков». Затем спустя четыре года «Лазарев». За ним появился в 1988ом г. «Адмирал Нахимов». И крайним стал «Петр Великий» в 1998ом г.

Но время пролетело и теперь «Ушаков» ждет своей утилизации с 1999го г.; «Нахимов» как уже отмечали ранее, находится на испытаниях; «Петр Великий» отправился в доки вместо «Нахимова»; ну а про «Лазарева» теперь вы знаете.

Как отмечает автор, этот крейсер мог стать отличным боевым кораблем в том случае, если бы его «подвергли» обновлению. «Лазарев» не имеет ограничений по дальности и продолжительности боевых походов. Наряду с этим, ТАРК обладает большими ударными возможностями, позволяющие уничтожать как надводные цели, так и береговые. Если бы «Лазарева» отправили по пути модернизации, как это сделали с «Нахимовым», то, несомненно, это укрепило бы Тихоокеанский флот.

Чем же объясняется «списывание на берег» корабля? Официально высокопоставленные источники объяснили данные меры «древним состоянием крейсера». Он, мол, не выходил на открытую воду с 1995го г. и стал очень сильно «изношенным». Но если обратится к подобной практике к военно-морским силам Соединенных Штатов, где эксплуатируют боевые корабли до последнего, то можно увидеть, что например крейсер «Тикондерога» используется с восьмидесятых годов прошлого века и имеет такой же промежуток по времени «не выхода в свет».

Тикондерога
Тикондерога

Но тот же источник утверждает, что, мол, незачем «латать старье, если в стране возобновили постройку новых фрегатов океанского назначения». По всей видимости, источник имел в виду корабли проекта 22350.

Проект 22350 Адмирал Горшков
Проект 22350 Адмирал Горшков

Но источник не договаривает, что очередь до ТОФ в обеспечении данными фрегатами дойдет только через три-четыре года, потому как сначала они будут поступать «на баланс» Северного флота, затем Черноморского и только потом к тихоокеанцам. И то если все будет соответствовать плану. А где это было видано, что бы российский ВПК соблюдал план реализации? Так что пять-семь лет «плавать» тихоокеанцам без усиления. Но за это же время можно было «отмодернизировать» «Адмирала Лазарева». Тем более, что его новые способности возрастут до восьмидесяти боевых ячеек вертикально пуска ракет. А на фрегате таких ячеек будет всего тридцать две единицы.

Но если более углубится в «бухгалтерию», то из двенадцати запланированных фрегатов данного проекта только три предназначаются для ТОФ. А если восстановить «Лазарев», то мы получим сто семьдесят шесть ячеек для запуска «Ониксов», «Калибров» и «Цирконов». Дальше считаем. Стоимость производства фрегата составляет тридцать пять млрд рублей. За три единицы отдадут сто пять млрд. Модернизация «Нахимова» обошлась бюджету страны порядка семидесяти млрд рублей. Вот где проявляется экономия при сохранении тех же боевых мощностей.

Но все это «нивелируется» из-за одной «пустяковой» проблемы – «Адмирала Лазарева» негде будет ремонтировать и обновлять. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) не имеет мощностей, способных восстанавливать подобные корабли. На Севмаше для «Нахимова» возводили специальный наливной бассейн, требующий больших затрат. Но туда уже «заплыл» «Петр Великий». Да и вклинится в очередь на модернизацию «Лазареву» получится только лет через пять или шесть.

Адмирал Лазарев
Адмирал Лазарев

Есть еще подобный завод на Дальнем Востоке – Звезда. Но специализация этих судоремонтников – атомные подводные лодки. Конечно, при необходимости они могут заняться и надводными кораблями, но опять же необходимо выстоять свою очередь на обновление. Да и подобной необходимости, похоже, ни у кого не возникает. Легче избавится от «старья».

Последние статьи

«Российский агрессор» в небе над Британией

Американский лётчик во время военных учений в Англии, красовался с «российским» шевроном.

Похожие статьи