Крейсер «Аврора»

Другие статьи

Рожденные в СССР прекрасно помнят дату – 7 ноября. Для граждан Советского Союза в этот день наступал один из самых главных праздников – это, как тогда говорили, «день освобождения от непосильного гнёта поработителей и зарождения мечты о светлом будущем».

Крейсер «Аврора» является непременным атрибутом революции 1917 года, т.к. холостой выстрел его орудия дал сигнал к штурму Зимнего дворца. Ему посвящали песни, стихи, его трёхтрубный силуэт был обязательным на любых изображениях, посвященных указанным событиям, на наградах и сувенирах. Порой кажется, что построен был крейсер лишь для того единственного выстрела. В действительности «Аврора» — это один из самых многострадальных кораблей России, который прошёл три войны, став воплощением мужества и героизма.

К революционным перипетиям 1917 года можно относится по-разному, однако, крейсер «Аврора» заслужил своё место у причала на Неве в качестве памятника и музея. В 2020 году исполняется 120 лет с момента спуска его на воду. Это ещё один повод напомнить современникам о его нелёгкой истории.

Спуск на воду
Спуск на воду

Крейсер должен был получить имя «Невезучий»

Подзаголовок, конечно, вымышленный, но если проследить всю историю крейсера «Аврора» с момента проектирования, то такое имя ему вполне подошло бы. Конец 19-го века – это период активного строительства боевых кораблей. Однако предпосылками к этому были не экономические успехи, а внешние угрозы. Англия, Германия, Япония то по одиночке, то в купе с союзниками или сочувствующими в вроде США странами, окружали российскую территорию пылающими фронтами. Кораблей в России строили много, но строили их быстро при недостатке рабочей силы, материалов и несовершенстве технологий.

Экипаж крейсера
Экипаж крейсера

«Аврора» — это третий и последний крейсер проекта «Диана» водоизмещением (полным) 7130 т, строительство которого начато осенью 1896 года на площадке Адмиралтейских верфей. Учитывая, что корабль был последним, внимания ему уделялось меньше всего, от чего сильно страдало качество. Спущена «Аврора» на воду в торжественной обстановке в мае 1900 года, естественно без надстроек и вооружения с подтекающими иллюминаторами.

К лету 1902 года крейсер был готов к первым испытаниям, которые выявили много недоработок в системе рулевого управления, электрике, связи, силовой установке и вооружении. Только спустя год поле продолжительных ремонтов в июле 1903 года «Аврора» прошла испытания, выдержав поход средним ходом немногим более 1 тыс. миль.

Капитан – Егорьев Е.Р.
Капитан – Егорьев Е.Р.

Цусимское сражение – главное испытание крейсера

2 октября 1904 года начался восьмимесячный переход «Авроры» в составе Тихоокеанской эскадры в направлении Дальнего Востока для участия в сражениях с флотом императорской Японии. Нелегкий поход закончился к середине мая 1905 года. 14 мая 1905 года близ острова Цусима отряд русских кораблей встретился в неравном бою с кораблями японцев. О Цусимском сражении написано очень много, и это действительно одно из самых тяжелых сражений в которых российский флот потерпел сокрушительное поражение. Итог – подписание невыгодного для России мирного договора. Можно долго рассуждать над тактическими ошибками русского командования, но для общего понимания ситуации достаточно обратиться к простой статистике: в бою принимало участие 125 японских кораблей и всего 38 русских. Учитывая уровень оснащения кораблей и боевой подготовки японских матросов, очевидно, что результат битвы был предрешен и наш флот не имел шансов на победу. Японцы лишились в сражении всего 3-х миноносцев и 117 человек убитыми. Для русского флота урон был нанесен несопоставимо высок: потоплено – 21 корабль, захвачено в плен – 7 кораблей, интернировано – 6 кораблей. Только 4-м кораблям, в том числе «Авроре», удалось прорваться во Владивосток.

«Аврора» после Цусимского сражения
«Аврора» после Цусимского сражения

Безвозвратные потери русского флота в Цусимском сражении — 5045 марсов и офицеров. Одним из первых на «Авроре» погиб её капитан – Егорьев Евгений Романович (капитан I-ранга). Экипаж «Авроры» сражался отчаянно, 6 раз возвращая сбиваемый осколками флаг.

После длительного ремонта в октябре 1905 года «Аврора» направилась к родным балтийским берегам. Это был самый длинный её поход продолжительностью – 458 суток.

Повреждения после Цусимского сражения
Повреждения после Цусимского сражения

Несколько интересных фактов

Революционным символом крейсер «Аврора» стал в 1948 году после установки его на стоянку у Петроградской набережной. За свою историю крейсер пережил не один десяток ремонтов, обусловленных боевыми «ранениями» и мирными реставрациями. Если внимательно сравнить фото нынешнего состояния и исторические снимки, становится очевидным, что корабль претерпел существенные изменения и его облик очень далёк от первозданного. Важным остаётся лишь факт, что по-настоящему героический корабль сохранен для будущих поколений.

Знамя крейсера после сражения
Знамя крейсера после сражения

В заключение хотелось бы привести ещё несколько интересных фактов о легендарном крейсере:

— на «Авроре» впервые в России были применены якоря системы Холла;

— «Аврора» стал первым боевым кораблём, на котором был установлен и применялся рентгеновский аппарат;

— экипаж корабля считался рекордсменом в погрузке угля: в ноябре 1940 года матросы загрузили 1,3 тыс. тонн угля со скоростью 71 т. за час, а в декабре улучшили рекорд, загрузив тоже количество со скоростью 84,8 т. за час.

Крейсер после ремонта 1905 г.
Крейсер после ремонта 1905 г.

Дзен

Последние статьи

Т-34 на параде в Хмеймим

Советский танк, доработанный сирийцами, открыл торжественный марш бронетехники.

Похожие статьи