Легендарный истребитель Як-3

Другие статьи

Як-3 считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны, и все, кто летал на нем, прославляют его невероятные характеристики.

Немцы тоже относились к этому самолету с уважением, что, вероятно, лучше всего демонстрирует высказывание Вальтера Швабедиссена: «Як-3 оказался крепким орешком, который был трудно расколоть нашим пилотам. Он превосходил наши самолеты в скорости, маневренности и вертикальной скорости набора высоты».

Як-3
Як-3

Скорость появления Як-3 стала компромиссом между необходимостью улучшения характеристик Як-1 и ограничениями авиационной промышленности Советского Союза, равно как и ее устаревших технологий. Базовая концепция дизайна приняла в расчет эти недостатки, что позволило быстро начать выпускать эти недорогие самолеты. Это, в свою очередь, позволило военным заменить уже утерянные в бою летательные аппараты.

Ключом к успеху Як-3 было не использование новых двигателей, а максимальное использование всех характеристик существующего двигателя М-105ПФ, что привело к 5% увеличению мощности на выходе. В сочетании с некоторыми изменениями в весе, Як-3 показал существенно лучшую работу, чем Як-1. На высоте до 5000 метров (где проходила большая часть боев над Восточным фронтом), Як-3 превосходил Bf-109 и Fw-190 в вертикальной скорости набора высоты и маневренности. В отличие от Як-1, новый истребитель также мог пикировать с врагом.

Як-3
Як-3

Несмотря на преимущества, у самолета были и серьезные недостатки, которые влияли на возможность его обновления и ограничивали диапазон боевых возможностей истребителя. Его главной слабостью была довольно скромная вместительность топлива, что ограничивало возможности самолета, делая его непригодным для дальних боев. Также по этой причине он должен был базироваться довольно близко от линии фронта. Хотя вооружение Як-3 вполне было способно напугать врагов, его было недостаточно против бомбардировщиков. Как только появилась возможность оснастить самолеты новыми и более мощными двигателями, и попытались это сделать, возникли новые проблемы. Выяснилось, что подобная модификация никогда не станет возможной из-за короткой посадки и недостатка места для размещения более эффективных водяных и масляных радиаторов, которые были бы необходимы более мощному двигателю.

Як-3
Як-3

История дизайна Як-3 (только не перепутайте с экспериментальным летательным аппаратом, построенным в 1941 году и оснащенном 3 пушками – первым самолетом, получившим такое название) относит нас к осени 1942 года и появлению Як-1M – легкой версии Як-1, работавшей на двигателе М-106П (также в самолетах нового дизайна использовались двигатели M-107A и M-105ПФ.

Як-3
Як-3

Простой подход к созданию истребителя Яковлева сработал на удивление эффективно. Пока Вторая мировая война шла к завершению, все страны кроме Советского Союза готовили новые реактивные истребили к бою. Это не устраивало СССР и 9 апреля 1945 года Сталин выпустил директиву Опытно-конструкторскому бюро имени А. С. Яковлева построить истребитель для авиации.

Хотя оно создало некоторые из лучших истребителей СССР в период войны, ОКБ имени Яковлева не имело опыта в создании реактивных истребителей. Яковлев и его инженеры решили, что самым быстрым способом удовлетворить требование, было переделать существующий истребитель, работающий на поршневом двигателе так, чтобы он работал благодаря мощности реактивного движения, и лучшим кандидатом для трансформации был Як-3У. Представленный в 1944 году Як-3У стал металлической копией предыдущего деревянно-металлического легкого истребителя Як-3. По сути, более легкий и меньший по размеру, чем Як-1, Як-3 мог похвастаться исключительными характеристиками и очень понравился пилотам. Его сравнивали с британским Spitfire и говорили, что он создан для удобства пилотов.

Як-3
Як-3

Перекройка Як-3У в реактивный истребитель оказалась на удивление прямолинейной. Поршневой двигатель Климова в носовой части самолета просто заменили турбореактивным двигателем. Созданный в СССР реактивный двигатель РД-10 был копией турбореактивного двигателя Junkers Jumo 004, используемого в немецких самолетах Me-262.

Як-3
Як-3

Чтобы защитить корпус самолета от реактивной струи, низ заднего фюзеляжа закрыли сталью. Первоначальные тестирования показали, что теплозащитный экран был слишком коротким и его нужно было немного удлинить. Резиновое хвостовое колесо, которое плавилось от жары, было заменено стальным. Самолет оснастили 2 20-мм пушками Нудельманс 60 снарядами на пушку, но позже их заменили 23-мм пушками Нудельман-Суранов НС-23.

Як-3
Як-3

Среди наиболее ярых почитателей самолета оказались волонтеры из французского истребительного авиационного полка Нормандия – Неман, которые забрали свой Як-3 назад во Францию после окончания войны.

Впервые полетев 24 апреля 1946 года, Як-15 стал только вторым советским реактивным истребителем, поднявшимся в небо. На самом деле, прототипы обоих Як-15 и Миг-9 полетели в один и тот же день. Рассказывают, что Яковлев и Артем Микоян подбросили монетку, чтобы судьба решила, какой самолет получит честь взлететь первым, и Микоян выиграл, поэтому МиГ-9 полетел на несколько минут раньше Як-15. Микоян и его партнер Михаил Гуревич продолжали оставаться впереди Яковлева в сфере авиации с тех самых пор.

Як-3
Як-3

В отличие от Як-15 МиГ-9 был полностью оригинальным самолетом и у него в фюзеляже находились два двигателя. Однако он весил в два раза больше Як, что означало, что его показатели были не намного лучше. Кроме того, Миг-9 страдал от серьезных недостатков, некоторые из которых так никогда и не были исправлены. Например, из-за использования оружия мог заглохнуть двигатель.

Як-15 был одним из самых маленьких когда-либо созданных реактивных истребителей. Размах крыльев составлял 9 метров, длина – около 9 метров, а максимальная масса – 2630 килограммов. Максимальная скорость составляла 804 километра в час, максимальная высота полета 13350 метров и дальность – 514 километров. Як-15 рассматривали как временную меру пока не будут созданы более передовые истребители, но он оказался весьма полезным в качестве переходного учебного самолета для первого поколения советских пилотов истребителей. Он позволил им обучиться базовым нюансам полета на реактивном истребителе в самолете, который сохранил исключительные характеристики управления Як-3. В результате было создано 280 экземпляров самолета. Был также разработан учебно-тренировочный вариант Як-21 с 2 сиденьями.

Як-3 в музее
Як-3 в музее

Из-за короткой дистанции полета и неуклюжего хвостового колеса Як-15 Яковлев тут же начал работать над улучшенной версией. Результатом стал Як-17, который осуществил первый полет в мае 1947 года. Примерно 430 Як-17 было создано прежде, чем Яковлен завершил свою серию истребителей «Редан» моделью Як-23.

Як-3М
Як-3М

Дзен

Предыдущая статьяФранцузский танк Panhard 178
Следующая статья50 F-35 для ОАЭ

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи