С окончанием II мировой войны для советского государства начался очень непростой исторический этап. В сложнейшей экономической обстановке, когда необходимо было поднимать из руин страну, приходилось предпринимать шаги для сдерживания новой угрозы – военного и политического господствования США в мире. Для Советского Союза принципиально важно было доказать, что коммунистический строй более прогрессивен, чем капиталистический. Именно поэтому так важно было в каждом начинании быть непременно первыми. Американцам первыми удалось спустить на воду атомную субмарину – «Наутилус» и пронырнуть подо льдами северного ледовитого океана, пройдя под условной точкой Северного полюса. Советский союз обязан был превзойти достижение американцев и сделал это благодаря построенной атомной подлодке К-3 и героизму её экипажа.
История создания
Советские инженеры работали над проектом АПЛ с 1952 года – с того момента, как 9 сентября И.В. Сталиным был подписан соответствующий указ о проектировании и создании объекта №627. Первенство США в создании подводных атомоходов обусловлено тем, что они использовали проекты уже готовые – ранее разработанных лодок, заменив в них дизель-электрические двигатели на атомные. Отечественные инженеры-проектировщики под руководством Владимира Николаевича Перегудова создавали абсолютно новое судно, для которого готовилось два варианта атомных реакторов. В последствии «К-3» была снабжена водо-водяным реактором, а её последовательница «К-27» — более прогрессивным жидкометаллическим теплоносителем в первом корпусе.
Строительство «Ленинского Комсомола» начали в сентябре 1955 года, а окончили в середине августа 1957-го. Создание новой лодки в столь рекордные сроки не могло не отразиться на её качественном состоянии. АПЛ оказалась очень «сырой» и начиная с момента спуска на воду почти постоянно доделывалась и ремонтировалась. Одним из главных факторов, обеспечивших живучесть подводного корабля стал высокопрофессиональный состав экипажа.
Первая советская АПЛ должна была нести на борту, как это модно говорить сегодня, — оружие «судного дня». Первоначально лодка проектировалась как носитель сорокатонной одиночной торпеды «Т-15», несущей термоядерный заряд для удара по береговым целям. Однако, учитывая, что для запуска торпеды необходимо было подойти менее чем на 50 километров к берегу, от такого вооружения решили отказаться. США установили береговую защиту способную обнаруживать подводные лодки на удалении не мене 100 километров от берега. В результате субмарина была оборудована обычными торпедными аппаратами, но, 6 торпед всё же имели ядерный заряд мощностью по 15 килотонн.
Вернёмся к рекордам
«Ленинский Комсомол» задумывался и строился с целью превзойти американскую АПЛ. Пусть и незначительным, но превосходством отечественной модели стала её скорость – на 5 узлов больше конкурента и составляла 28 узлов.
Главное соревнование подводников развернулось в Северном ледовитом океане. Если американцам удалось проплыть под льдами и пересечь условную ось Северного полюса, то советским подводникам не оставалось ничего иного, как совершить всплытие в столь экстремальных условиях.
Несмотря на многочисленные поломки и наличие более современных АПЛ, в поход к Северному полюсу решили отправить именно «К-3». В июле лодка с экипажем во главе с командиром Львом Жильцовым направилась в опасный поход. В пути следования не обошлось без поломок, которые быстро ликвидировались командой. Наибольшую угрозу представляли трещины в корпусе рубашки охлаждения реактора, через которые протекала радиоактивная вода. Реактор работал не более чем на 60% мощности. 17.07.1962 лодка достигла, дважды пересекла точку Северного полюса и, выбрав полынью достаточного размера, совершила всплытие. Матросы-подводники водрузили флаг СССР, сфотографировались на фоне бескрайних льдов и направились к родным берегам, где командира лодки и командира ЭМЧ уже ждали золотые звёзды Героев Советского Союза. Высокие награды получили все без исключения члены экипажа.
Поход «Ленинского Комсомола» действительно был героическим. Любая авария могла стать последней, а шансов на спасение не было. Все члены экипажа получили существенную дозу радиоактивного облучения, т.к. по общему решению зараженный воздух из моторного отсека прокачивался через все отсеки.
«К-3» как живая история
Несмотря на технологическое несовершенство, многочисленные аварии, в том числе с жертвами среди экипажа, «К-3» находилась в строю до 1991 года. Предложение об утилизации первой АПЛ было очень быстро пересмотрено и специалистами конструкторского бюро «Малахит» подготовлен проект создания плавучего музея. В настоящее время лодка прошла подготовительные процедуры и ожидает финансирования. Мы с вами имеем уникальную возможность когда-нибудь побывать на борту прославленной советской субмарины. ПЛ «Ленинский Комсомол»
Читайте на Яндекс Дзен.