Майор Джастин Ли о первом полете на F-35

Другие статьи

Майор Джастин Ли в течение года проходил подготовку на Т-38, чтобы его допустили на Lightning.

F-35 Lightning
F-35 Lightning

F-35Lightning из программы «Joint Strike Fighter» (Объединенный ударный истребитель) – именно так полностью звучит самолет по классификации НАТО. Интерес к истребителю не угасает на протяжении нескольких лет из-за противоречивой информации, мелькающей в прессе. Порталу Popular Mechanics получилось взять интервью из первых рук – пилота, прошедшего подготовку для допуска к полетам на этом истребителе.

Счастливчиком оказался тридцати двухлетний майор Джастин «Хасард» Ли. Он говорит, что впервые увидел F-35 в 2015 году на авиабазе Неллис, где Ли летал на F-16 на протяжении семи лет. В тот момент он загадал, что когда-нибудь ему удастся пересесть на новейший истребитель.

Однако потребовалось еще пять лет, чтобы майор смог пробиться в центр переподготовки пилотов. На тот момент 400 часов боевого налета сделали его претендентом для Joint Strike Fighter. «Я был одним из немногих, кто имел подобный опыт. Остальные претенденты были молодыми, и первые полеты для них проходили на тренажерах-симуляторах F-35. «Таких мы называли «молодняк пятого поколения», – говорит Ли.

Джастин Ли
Джастин Ли

Тридцать претендентов было отобрано для курса. И все горели желанием стать пилотами истребителя. Т-6 и Т-38 стали родными для нас машинами на протяжении года. И по истечении времени было объявлено, что четверо из тридцати будут допущены к первому полету. «Радость, которую испытал я, когда меня объявили среди этих счастливчиков, не передать словами», – возбужденно говорит майор.

«Когда тебе доверяют машину, стоимостью в 100 млн. долларов невольно начинаешь потеть», – говорит Ли. Но выяснилось, что управление на F-35 в чем-то даже легче, чем на F-16. Панель приборов у новинки – это по сути два огромных экрана iPhone. Все интуитивно понятно. Загвоздка заключается в том, что начинаешь сравнивать те или иные кнопки с кнопками на прежнем самолете. Из-за этого происходит задержка в том или ином действии. «Пара секунд, отведенные на принятие решения и действие растягиваются в минуты», – поясняет майор.

Однако его поразило то, как истребитель оптимизирует сбор всей информации, поступающей с разных датчиков в единое поле. Это действительно то, что сильно отличает F-35 от самолетов «прошлого». «На F-16 каждый прибор имел свой экран, который приходилось анализировать и сопоставлять с другими экранами. Здесь, если навстречу летит «хороший парень», все горит зеленым, а если плохой – красным. Кроме того, можно всю собранную информацию отправить на любой другой истребитель».

Программное обеспечение, установленное в истребителе, обновляется вслед за пилотом, вернее теми навыками, которые он приобретает в зависимости от обучения. Садясь первоначально в кабину F-35, через год можно получить совсем другую машину, похожую только внешне. И это еще один, но большой плюс истребителя пятого поколения. «Новичок не сможет запустить машину по высшему пилотажу. В то время как ветеран со своим код-ключом будет способен вытворять такие штуки, что русским и не снились», – говорит Ли.

Усовершенствовать программное обеспечение можно бесконечно. Однако и пилоты должны быть в курсе всех этих обновлений. Иначе это может грозить гибелью пилота и потерей машины. «Теперь наряду с F-35 о пятом поколении можно говорить, имея в виду нас, пилотов. Постоянное развитие, обучение и тяга к полетам должна выйти на первый план. Иначе мы так и останемся летчиками четвертых поколений, а кто-то и третьих», – поделился Джастин «Хасард» Ли.

Дзен

Последние статьи

Кризис на Кубе

Российские эксперты утверждают, что кризисом управляют из вне

Похожие статьи