МИГ-21 станет беспилотником Вьетнама

Другие статьи

Недавно на страничке в facebook, посвященной военно-промышленному комплексу Вьетнама, прошла информация о том, что вьетнамские инженеры взялись за переоборудование истребителей советского производства МиГ-21 в беспилотные летательные аппараты.

Как отмечается, уже проведены исследования применения таких функций беспилотника, как взлет и посадка, возможность разведки, дальность полета не пилотируемого объекта и функция связи на заданном расстоянии. А также возможность его применения для отработки учебных действий подразделений противовоздушной обороны.

Надо сказать, что в распоряжении вьетнамских ВВС по некоторым данным находится больше тридцати единиц МиГ-21. Все они в законсервированном состоянии и ждут своего часа. И, похоже, что этот час наступил.

Взаимная «любовь» вьетнамцев к советскому истребителю прослеживается на протяжении нескольких десятков лет. А появилась она во времена Вьетнамской войны, когда МиГ-25 противостоял американским F-4 Phantom II.

Переоборудование МиГ-21
Переоборудование МиГ-21

Все началось с апреля 1966 года. Двадцать первые пришли на подмогу более старшим «сородичам» МиГ-17, которые не «справлялись» с американскими Фантомами. Вместе с МиГ-21 в войну за независимость вступили вьетнамские пилоты, которые прошли подготовку в Советском Союзе для полетов на истребителе. Они и использовали советскую тактику борьбы с американскими «агрессорами».

Тактика состояла в том, чтобы на большой скорости догнать звено Фантомов и на некоторое время «уцепится» на хвосте, чтобы была возможность запустить ракету по самолетам. После чего устремиться на базу. Некоторое время такая тактика работала в пользу вьетнамских пилотов. Американцам приходилось раньше времени сбрасывать бомбы, предназначенные для мирного населения и пытаться контратаковать. Но высокая маневренность советских истребителей позволяла последним выходить из боя победителями.

Однако наученные горьким опытом американцы стали летать по отдельности, атакуя МиГи при попытке сесть кому-либо на хвост. В таких боях начинал играть фактор мастерства. Как показывает статистика, за всю войну МиГи совершили более тысячу боевых вылетов. А потери составили не больше 70 самолетов за все время. В воздушных боях 160 побед принадлежат пилотам ВВС Вьетнама при подбитых шестидесяти пяти истребителей МиГ-21 и убитыми шестнадцати летчиков. Надо отметить, что каждый бой проходил с количественным превосходством американской авиации. Но это не помешало только Нгуен Ван Коку противостоять тридцати Фантомам в одном бою и уцелеть, сбив при этом командира истребительного подразделения США.

Впоследствии Нгуен стал национальным героем и всю последующую жизнь говорил, что героем его сделал советский истребитель МиГ-21. Ему вторили другие вьетнамские асы, прошедшие войну. С тех пор во Вьетнаме любовь к советскому истребителю не утихала.

Сообщение о том, что МиГ-21 будет расконсервирован, вызвал массовое одобрение вьетнамцев в средствах массовой информации. И тут дело не в том, что на вооружении вьетнамской армии появится сомнительная «новинка». Тут больше играет фактор значимости самолета для вьетнамской общественности. Скорей всего была задача всколыхнуть национальный патриотизм, и повысить интерес к вопросам безопасности страны.

Однако если все-таки рассматривать МиГ-21 как средство для беспилотника, то можно сказать, что это не первая подобная переделка. Подобное уже наблюдалось в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе. Как отмечали ранее в Министерстве обороны Армении не менее пяти «кукурузников» Ан-2, начиненных взрывчаткой и управляемые за счет радиомодулей, было сбито системами армянских ПВО.

И хотя азербайджанская сторона отрицает данный факт, в теории Азербайджан располагает множеством таких самолетов, доставшихся им после распада СССР. Как отмечают эксперты, летный ресурс таких аппаратов давно исчерпан. Летать на них нельзя, утилизировать дорого, поэтому использовать «кукурузник» как БПЛА вполне возможно. Достаточно оснастить их приводами управления и самой дешевой системой автопилота со спутниковой навигацией, забить горючим и взрывчаткой и на выходе имеем отличный дрон-камикадзе. По крайней мере, это намного дешевле, чем «убивать» турецкий Bayraktar.

Попытку переделать Ан-2 в беспилотный транспортник проделали и китайцы. В 2018 году БПЛА на базе «кукурузника» именуемый Y5 совершил первый полет внутри страны. Он переместил груз общим весом 450 кг для нужд агропромышленного комплекса района Внутренняя Монголия.

Ан-2
Ан-2

Но помимо Ан-2 известны случаи переделок МиГ-17 и МиГ-21 у нас в стране. На самолеты устанавливались радиосистемы для автоматического пилотирования, после чего истребители становились отличной мишенью для советских ракетчиков. По всей видимости, именно этот опыт сподвиг вьетнамцев на переделку МиГов.

Но в каком бы свете вьетнамцы не выставляли бы свое ноу-хау, найдутся и те, кто скептически отнеслись к подобной «модернизации» устаревшей техники. Такие специалисты говорят, что беспилотники должны иметь определенный задачи, в число которых входит разведка, отслеживание позиций противника, координация обстрелов и на крайний случай режим камикадзе. А для этого необходимо чтобы беспилотный летательный аппарат был легким, умел «висеть» в воздухе до нескольких суток, не «отсвечивался» на радарах противника и свое собственное, разработанное только для БПЛА, оружие. Только в таком случае беспилотник выполнит поставленные задачи.

«Стоит узнать у вьетнамских конструкторов, насколько МиГ-21 в беспилотном варианте соответствует названным характеристикам?» – спрашивает один из военных экспертов. Впрочем, наверное, надо дождаться результата «возрождения» МиГ-21 и на основании «продукта» посмотреть, что из этого получилось.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи