МиГи против боевой авиации США

Другие статьи

Американцы в эти дни пытаются «праздновать» тридцатилетнюю годовщину военной операции США и их союзников по НАТО «Буря в пустыне». В западных средствах массовой информации появляется множество статей, где в подробностях описывается, как «доблестные» американские солдаты «несли» демократию в тоталитарный Ирак и освобождали граждан этой страны, и граждан соседних с Ираком государств от «навязанной» им власти тирана Саддама Хусейна. Но самым интересным материалом, на наш взгляд, представилась статья в электронном издании Military Watch, где рассказывается о «воздушном противостоянии» боевых самолетов ВВС Ирака и ВВС США и НАТО. А интересным показалось из-за того, что в тот момент основными машинами в иракском воздушном флоте были истребители советского производства МиГ-25 и МиГ-29.

МиГ-25 ВВС Ирака
МиГ-25 ВВС Ирака

Авторы материала рассказывают, что Ирак имел некоторое многообразие выбора самолетов для своего военно-воздушного флота. На его балансе находились в основном легкие авиамашины третьего поколения, такие как Mirage F1 и МиГ-23. Однако основной удар американской авиации взяли на себя два ранее упомянутых истребителя. Саддам Хусейн сумел купить аппараты четвертого поколения перед тем, как Вашингтон наложил санкции на Багдад за силовое воздействие на Кувейт. Противостояли иракским пилотам американские авиаторы, летающие на тяжелых истребителях F -15 C и F -18 Hornet , «работающие» под прикрытием самолетов обнаружения Е-3. Конечно, в подразделениях военной авиации Ирака таких «обнаружителей» не было, но советские машины четвертого поколения смогли немного «нейтрализовать» данное преимущество американцев.

По мнению журналистов, за время операции случилось шесть самых значимых воздушных боев между асами Ирака и НАТО. Первый бой произошел семнадцатого января 1991го г. Истребители-перехватчики МиГ-25ПД из состава девяносто шестой воздушной эскадрильи пошли в атаку на две американские машины F-18.

F-18 Hornet
F-18 Hornet

По американцам были выпущены ракеты Р-40, имеющие боеголовки массой по сто кг, и при этом летящие на более дальнее расстояние, чем большинство ракет того времени. Сбить удалось только один Хорнет, пилот которого, американский лейтенант Скотт Спайкер погиб при попадании боеприпаса в самолет. На тот момент «двадцать пятый» был самым «боевым» истребителем в Ираке с возможностями поединка в режиме воздух-воздух. В его «арсенале» имелись новейшие на тот момент технологии советских и российских авиаконструкторов, аппарат мог «забираться» на огромную высоту и лететь со скоростью равной 3 Маха.

В этот же день «двадцать пятым» пришлось «сразиться» и с F-15. Американские истребители шли в сопровождении бомбардировщиков, поэтому иракские пилоты были подняты на перехват. Ракеты с МиГов не достигли своих целей, но в ответ получили десяток американских AIM-7. Пилотам Ирака удалось «увернуться» от обстрела за счет превосходных скоростных характеристик самолета.

F-15C Eagle
F-15C Eagle

И это несмотря на то, что F-15, был специально сконструирован для противостояния МиГам. И «двадцать пятый» и «пятнадцатый» находились в категории тяжелых аппаратов и предназначались для доминирования в небе. При некотором равенстве самолетов, американцы обладали преимуществом в наблюдении систем ДРЛО. Это давало американским пилотом лучшую осведомленность на «поле боя». К тому же иракские МиГи были в несколько усеченном варианте советских истребителей, потому как производитель делал их для экспорта. Тем не менее, даже в таком «режиме», иракцы смогли удачно выйти из воздушной битвы, не потеряв ни одного истребителя.

Ближе к ночи семнадцатого января в бой вступил МиГ-29. Истребитель вылетел на перехват американских бомбардировщиков F-111 и В-52G. Оба «американца» после атаки были сильно повреждены.

F-111
F-111

В то время «двадцать девятый» являлся новейшей машиной, предлагающейся на экспорт. Машина несколько уступала по характеристикам «двадцать пятому», но во многом превосходила американские аналоги. На вооружении МиГ-29 находилась ракета Р-60, с помощью которой был уничтожен «сто одиннадцатый» и нанесен значительный ущерб «пятьдесят второму». На вооружении МиГа имелась еще одна ракета Р-27, являющаяся самой мощной по тем временам ракетой класса воздух-воздух. Ее создатели разработали ракету специально для применения против американских самолетов четвертого поколения F-16 и F-18. Планировалось, что иракцы и впервые применят ее в воздушном бою. Но командование ВВС США, зная о предстоящей «охоте», избегало применения «шестнадцатых» и отчасти «восемнадцатых» в операции, больше ориентируясь на F-15.

И встреча МиГ-29 и F-15 не заставила себя ждать. 19 января «пятнадцатые» получили от «наблюдателей» сообщение, что рядом находятся истребители ВВС Ирака. Два МиГа возвращались с задания, и американцы бросились за ними в погоню. Иракские летчики не стали ускорятся для возвращения на аэродром, а развернулись и приняли бой. Первыми пустили ракеты американские пилоты. Одна из ракет попала в ведущий «двадцать девятый», а второй смог увернуться, но был захвачен в прицел одного из F-15. Тогда «захваченный» опустился на малую высоту и выпустил в воздух отвлекающий боезаряд. Это позволило сорвать захват, и иракский пилот сымитировал бегство. К сожалению, первый МиГ упал на землю и разбился, но летчик смог катапультироваться.

«Убегающий» истребитель, пролетев не большое расстояние, развернулся и вернулся на место встречи. Тем временем «пятнадцатые» решили, что все окончено и отправились на воздушную дозаправку. За этим занятием их и застал МиГ-29. Иракскому летчику удалось первой ракетой уничтожить тот истребитель, который «висел на шланге». А со вторым вступил в бой на близкой дистанции. В противостоянии использовались сложные маневры, чтобы выйти на атакующую позицию. Бой происходил на все меньших высотах. В результате пилот из Ирака в один момент не справился с очередным маневром и МиГ «ушел» в землю. Летчик успел катапультироваться.

МиГ-29 ВВС Ирака
МиГ-29 ВВС Ирака

В этот же день на другом фланге операции произошла встреча «двадцать девятого» с истребителем Tornado, принадлежавший британским военно-воздушным силам. Но на его устранение «двадцать девятому» понадобилась всего одна ракета Р-60. Британец был поражен на близкой дистанции, где его маневренные способности несколько ограничены.

Тридцатого января два МиГ-25 устроили «западню» двум американским F-15. Иракская военная разведка перехватила радиопереговоры пилотов ВВС США, и вычислили точку возможного появления. Иракские истребители были подняты с двух баз, чтобы зайти на американцев с противоположных сторон. В итоге, двумя ракетами Р-40 удалось один из «пятнадцатых» сбить, а второй повредить. Первый упал на землю, а второй, несмотря на повреждения, добрался до аэродрома, где и был признан негодным для дальнейших полетов.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи