Нужен ли Эрдогану Су-57?

Другие статьи

Военный эксперт Виктор Сокирко пишет, что не так давно министр обороны Турции Мустафа Варанк сказал: «Если Анкара убедится в наличие у России самолёта, отвечающий всем нашим требованиям, то сделка может состоятся». Эти слова стали ответом на многочисленные предположения, утверждающие что Турция срочно нуждается в современных самолётах истребительной авиации, к которым причисляются, в том числе, Су-35 и Су-57.

Но так ли необходимы российские истребители Анкаре? Турция в своём нынешнем положении производит истребители американских конструкторов F -16 в пяти модификациях.

Турецкий F-16
Турецкий F-16

В турецком авиапарке на данный момент имеется порядка двухсот шестидесяти подобных истребителей, произведённых по лицензии. К тому же имеются лёгкие военные транспортники Tusas CN -235 собственного производства, приобретённый по испанской лицензии. К тому же участие c 2002го г. в программе F -35 турецких производителей всё-таки помогло туркам приобрести какой-то опыт в самолётостроении. Как отмечают специалисты, семь процентов всех деталей на невидимке имеют клеймо «турецкого качества».

Анкара делала заявку на приобретение ста единиц F -35. Какое-то время турки считались крупнейшими заказчиками истребителей, наряду с Великобританией и Австралией. Даже рассчитывали приобрести через определённое время собственное производство. Но по известным причинам «сделка» сорвалась. На сегодняшний день «тридцать пятые» выпускают за рубежом только в Италии. В скором времени планируется открыть производство в Японии на сборочных линиях Mitsubishi .

Между Анкарой и Вашингтоном возникли напряжённые отношения по поводу приобретения турками российских комплексов С-400. Тогда власти США заявили, что, мол, не получите свои истребители. На что турки ответили, что есть другие самолёты ни сколько не хуже, а в чем-то даже и лучше». И указали «пальцем» в сторону Москвы, где уже вовсю «рекламировался» истребитель пятого поколения собственных конструкторов. В тот момент дальше «указательного пальца» дела не пошли. Но похоже сейчас вновь начинает набирать обороты очередное «жонглирование» словами по поводу покупки российского самолёта турецкими военными.

Но эксперт пишет, что не стоит обнадёживаться излишними перспективами. Анкара, фактически объявив о начале тендера на приобретение истребителя, оставляет в приоритете производство своего собственного самолёта пятого поколения TF – X , пока существующий лишь в макетном исполнении. Турки ранее планировали, что первый полет истребителя состоится в 2023ем году, теперь этот полет уже перенёсся на 2025ый год, ну и по традиции необходимо отсчитать десять лет, когда машина пойдёт в серию. Это в лучшем случае.

TF-X макет
TF-X макет

А пока приходится довольствоваться модернизированными F -16. Но в Анкаре понимают, что на них осуществить свои грандиозные планы по «строительству» новой Османской империи вряд ли получится. Поэтому и требуется обновление парка истребительной авиации. А где такой парк приобретать если американцы «зарубили» все начинания? Правильно, в России. Тем более, что есть подходящие для этого самолёты, в «лице» уже указанных Су-35 и Су-57.

Эрдоган и Су-57
Эрдоган и Су-57

По мнению западных аналитиков, российский «пятьдесят седьмой» нисколько не уступает своему американскому «визави». Правда у «россиянина», по мнению все тех же аналитиков, есть существенный недостаток. Так получилось, что иностранные покупатели предпочитают покупать самолёты, уже прошедшую необходимую обкатку и устранившие все «детские болячки». F-35 эти требования уже давно выполнил, правда при этом выявились уже болячки «переходного» возраста. И все же покупатели имеют некоторое представление о возможностях истребителя. Чего не скажешь про Су-57, существующий к тому же в единственном экземпляре.

Но все же, по мнению военно-авиационного эксперта Александра Дробышевского, Эрдогана не интересуют такие нюансы. Он прежде всего хочет дать «пинок» администрации Белого Дома. Так сказать, «ответка», за F-35 . в подобной сделке есть выгода и для Москвы. То что придут «живые» деньги это понятно. Но вдобавок к этому, турецкие пилоты начнут обучение в России, что повысит «лояльность» турецких военных к России. Начнётся постоянное сотрудничество в плане сервисного обеспечения. А это дополнительные контакты и связи.

Но принять подобное решение будет не просто, особенно для Турции. Навряд ли Эрдоган пойдёт на полный разрыв с США. Если все-таки Анкара решится купить Су-57, то со стороны Вашингтона последует полный разрыв, что сильно повлияете на содержание F-16 . В таком случае придётся производить полную реформу ВВС. Готова ли Анкара на столь глобальные перемены, требующие большого финансирования и огромного количества времени? Скорей всего нет. У президента Эрдогана на данный момент имеются более стратегические планы, чем реформирование собственных ВВС.

Су-57
Су-57

На самом деле, турки «застопорились» в производстве собственного истребителя пятого поколения по причине отсутствия собственной силовой установки. Чтобы его создать, необходима многолетняя школа своих наработок, а их у турков нет. Поэтому туркам интересен не сам Су-57, а его «сердце» – пламенный мотор. Но этот же мотор можно снять и разобрать с F-35 . А для этого необходимо «подразнить» американцев попытками сотрудничества с Россией. Есть убеждение, что Вашингтон не допустит подобной сделки и в какой-то момент всё-таки предложит туркам свой истребитель. А этот вариант больше всего устраивает Эрдогана – и с американцами не «совсем» разругались, и самолёты приобрели, и с С-400 остались.

«Проще говоря, турецкий министр делает мало значащие заявления. Он всего лишь держит баланс между Москвой и Вашингтоном, работающий на благо Турции», – говорит в заключение эксперт.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи