OS2U Kingfisher

Другие статьи

Во время Второй мировой войны символом военно-морской авиации, особенно в бою, стал палубный летательный аппарат. Одним из образчиков подобных летательных аппаратов являлся самолет корректировщик, и эту работу во время войны в основном выполнял Vought OS2U Kingfisher.

Лоренс Берк, куратор в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики, говорит, что в качестве разведывательного гидроплана Kingfisher эффективно играл одну из самых оригинальных ролей, придуманных для авиации в ВМС США: он находил цели для орудий кораблей и помогал им попадать по целям на расстоянии, находившимся намного дальше, чем можно было видеть с корабля (корректировщик огня мог видеть на расстоянии примерно 9 километров, тогда как 16-дюймовые пушки на кораблях класса «Айова» имели радиус поражения в 38 километров)

Kingfisher был маленьким гидропланом с одним двигателем и двумя сиденьями. Он был спроектирован так, чтобы взлетать с военных кораблей и крейсеров, а не специальных авианосцев. Его запускала катапульта длиной почти в 15 метров. На крейсерах они зачастую были расположены в центре корабля и работали на сжатом воздухе.

Как только катапульта запускала корабль, двигатель Wasp Junior мощностью 450 л. с. (340 кВт) позволял летательному аппарату преодолевать 110- 160 километров в час. Пилот направлял самолет туда, где он мог видеть цель. Он, как правило, пытался удерживать самолет в удачном положении, высматривая самолеты противников. В то же время его напарник в большой задней кабине наблюдал за целью и передавал поправки обратно на корабль по радиосвязи. Для собственной обороны у Kingfisher был один-единственный пулемет, тогда как у корректировщика огня была орудийная установка. Несмотря на это легкое вооружение, по меньшей мере, два Kingfishers смогли сбить японские Zero над островом Ио в 1945 году, хотя OS2U обычно полагались на защищающий их истребитель.

Помимо этого Kingfisher могли отправить на разведывательное задание, чтобы помочь другим разведчикам, взлетевшим с корабля, или когда рядом не было другого свободного самолета. В данном случае экипаж летел по указанному курсу прямо с корабля, преодолевая указанное расстояние, разворачивался и продолжал полет еще некоторое время, а затем направлялся четко обратно на корабль, что давало ему длинный треугольный курс, и экипаж мог сообщить обо всем, что они видели. Обычно посылали больше самолетов, чтобы исследовать максимум территории – военные корабли могли перевозить три гидроплана Kingfishers, а крейсер – два самолета. Курсы этих многочисленных самолетов проходили с интервалами, чтобы их зона обзора полностью покрывала больший сектор.

После завершения миссии экипаж возвращался назад на корабль. Корабль делал широкий разворот, оставляя область спокойной воды позади себя, чтобы гидроплан мог сесть на нее. Затем гидроплан подруливал к кораблю, где взбирался на своего рода сани, спущенные кораблем. На Kingfisher располагался пружинный крюк. Пилот глушил двигатель, чтобы самолет и корабль двигались на одинаковой скорости. Затем экипаж летательного аппарата присоединял крюк крана корабля к самолету, чтобы и сам гидроплан, и экипаж могли поднять обратно на борт корабля.

Kingfisher мог быть оснащен шасси для того, чтобы взлетать с береговых баз либо для тренировок, либо для осуществления миссий патрулирования побережья на предмет субмарин. Для этой роли гидроплан могли оснастить бомбодержателями под каждым крылом, чтобы самолет мог переносить или две бомбы весом 45 килограммов или две глубинные бомбы весом 147 килограммов.

С 1938 по 1942 годы было построено больше 1500 самолетов Kingfisher. Наиболее популярной серией оказалась OS2U-3 – авиастроительной компанией Vought были построены больше тысячи моделей, и еще 300 OS2N созданы авиационным заводом Naval Aircraft Factory. Это позволило Vought сконцентрироваться на производстве очень необходимых в то время палубных истребителей F4U Corsair. Большинство гидропланов служили ВМС США, хотя 100 отошли Королевскому военно-морскому флоту. Также много самолетов разлетелось по всему миру другим союзникам Америки, включая 2 самолета, которые отправились в Советский Союз. Наконец, Kingfisher начали заменять гидросамолетом Curtiss SC Seahawk в конце 1944 года, но все еще оставались гидропланы, которые служили на борту кораблей, когда Япония сдалась в сентябре 1945 года.

Спасательные миссии

Помимо разведки, поиска вражеских кораблей и вражеских же подводных лодок Kingfisher оказался весьма полезным, спасая экипажи летательных аппаратов, которые оказались в воде. Одной из наиболее известных спасательных миссий было спасение аса авиации Эдди Рикенбакера во время Первой мировой войны, который был пассажиром на B-17, сбившемся с курса, после чего у него закончилось топливо в южной части Тихого океана в октябре 1942 года. После более трех недель пребывания в море его заметил патрулирующий гидроплан Kingfisher. Он увидел первый из трех плотов выживших. На нем оказался один мужчина, который смог подсказать направление к плоту Рикенбакера. Примерно в то же время три человека на другом плоту были обнаружены на находившемся поблизости острове. На следующий день тот же Kingfisher, спасший первого мужчину (правда, с другим пилотом), заметил плот Рикенбакера. Экипаж оказал помощь серьезно раненому человеку в задней кабине, пристегнул спасенного пилота и третьего человека к крыльям летательного аппарата и направился к моторной торпедной лодке PT-boat, чтобы завершить спасательную операцию.

Тридцатого апреля 1944 года во время рейда на японский опорный пункт Трук, два гидроплана Kingfishers отправились на помощь пилоту, который упал в лагуне возле острова. Первый самолет приземлился, но был поврежден, когда попытался вытащить пилота из воды и начал тонуть. Второй самолет, пилотируемый Джоном Бернсом, смог вывезти сразу трех авиаторов, и, не имея возможности взлететь с таким весом, приблизился к ближайшей подводной лодке USS Tang, которая не могла войти в лагуну. Затем Kingfisher отправили за еще одним сбитым авиатором. Вызволяя его, экипаж гидроплана заметил, что рядом упали 2 поврежденных торпедоносца-бомбардировщика TBM Avengers и Kingfisher подобрал всех из их экипажей, состоящих из 3 человек каждый. С 7 спасенными людьми, размещенными вдоль крыльев гидроплана, он приблизился к Tang, который отправился на помощь другому летчику. Эти усилия оказались чрезмерными для самолета. Он не мог больше взлететь, и Бернсу и его напарнику также пришлось подняться на борт субмарины. Затем подводная лодка потопила героический гидроплан, чтобы он не попал в руки противников. За свои действия лейтенант Бернс получил Крест Военно-морских сил.

Томас Оксендайн, представитель коренного племени Ламби из Северной Каролины, стал первым коренным американцем, ставшим авиатором ВМС США. Он заработал свои крылья в декабре 1942 года и провел большую часть войны, летая на Kingfisher, который переносил USS Mobile (CL-63). Оксендайн и его напарник Ф. П. Эпплтон, заработали Крест летных заслуг за спасение сбитого летчика возле острова Яп в июле 1944 года.

Vought OS2U Kingfisher
Vought OS2U Kingfisher

Лоренс Берк добавляет, что тот гидроплан, который находится в распоряжении музея, тоже может похвастаться интересным прошлым, которое включает в себя собственную историю спасения. Компания Vought доставила OS2U-3 флоту в марте 1942 года. Вскоре самолет с номером 5909 приписали недавно созданному линкору USS Indiana, а потом отряду берегового базирования в Новой Каледонии в декабре 1942 года. Самолет 5909 провел окончание 1943 и начало 1944 годов на военно-морской базе в Аламиде, Калифорния, после чего флот снова направил его на USS Indiana.

Четвертого июля 1944 года USS Indiana поддерживал морские удары на Рота и Гуам. Пилоту гидроплана номер 5909 Роллину Баттену-младшему и его напарнику была поручена спасательная миссия. Они заметили двух летчиков в воде возле острова Гуам. Несмотря на огонь, открытый японцами, Баттен решил сесть возле мужчин и спасти их, что впоследствии принесло ему Серебряную звезду.

В том же августе 5909 был приписан другому отряду, базировавшемуся на побережье, в качестве летательного аппарата общего назначения, а затем в декабре 1944 года вернулся на военно-морскую базу в Аламиде для еще одного осмотра. Он оставался в США, когда закончилась война, осуществляя очень мало полетов до тех пор, пока не был подготовлен к списанию на склад в 1947 году. Хотя в 1948 году его пообещали музею, он оставался на складе флота до 1960 года. Сегодня он находится в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи в Шантильи, Виргиния, где его могут увидеть все желающие.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи