Основные отличия Су-57 от истребителей поколения четыре

Другие статьи

Сергей Богдан является заслуженным лётчиком-испытателем РФ и героем России. Именно Богдан впервые поднял в небо машину Т-50, как именовался самолёт на стадии разработки и испытаний.

Пилот рассказывает, что в сравнении с машинами четвёртого поколения, на примере Су-27 или МиГ-29, Т-50 приобрёл значительно облегчённую возможность управлять истребителем. В управлении самолётами более старшего поколения много чего зависело от навыков пилота. Так например действуя рычагом управления двигателя и ручкой управления, лётчику надо было выдерживать определённые составляющие во время полёта. Главное – не превысить угол атаки, и соблюсти режим перегрузки. На таких истребителях эти режимы имеют огромное значение. Да и сам пилот мог как говорится всеми «своими органами» испытывать подобные перегрузки, которые он превысить не имеет право.

На Т-50 стоит интегральный комплекс управления, поддерживающий в автоматическом режиме все заданные параметры. Поэтому нет никакой необходимости излишне «нагружать» приборы управления. Лётчик-испытатель отмечает, что на машинах поколения четыре + такие усилия уже значительно снизились, поэтому пилотирование на Су-35 и Су-30СМ стало намного комфортнее, нежели на Су-27.

Сергей Богдан говорит, что «тридцать пятый» внешне не сильно отличается от «двадцать седьмого». Но на самом деле это совершенно два разных самолёта и в управлении, и в манёвренности и во многих других отношениях. Однако это не составило труда боевым пилотам легко переучиться на новый для них истребитель. Поэтому, эксперт утверждает, что точно также будет и с переучиванием на Су-57, хотя новинка является более технологичной, чем все предыдущие истребители.

Сергей Богдан
Сергей Богдан

Пилот утверждает, что при этом нагрузка на лётчика вырастит в плане, как оператора боевой системы. Всё вооружение машины четвёртого поколения находилось в пределах десяти единиц. И лётчику требовалось запомнить всего три операции – стрельба по наземным объектам; по воздушным за счёт управляемых средств вооружения и использование неуправляемых видов. На Т-50 такая номенклатура оружия уже приблизилась к полусотне. И каждый из них имеет своё техническо-информационное обеспечение и свои индикации. Кроме того, пилот «пятьдесят седьмого» должен уметь управлять группой истребителей, а также ведомым в виде беспилотного аппарата.

Многофункциональные истребители поколения пять изначально разрабатывались для работы в «сетевой системе» С4I, являющаяся глобальной сетью для координации групповых взаимодействий. Однако в этой сети, несмотря на присутствие интеллектуальных машинных составляющих, главная роль всё равно отведена человеку. Именно он должен разбираться во всех экстренных ситуациях, принимать важные решения и тут же их выполнять. И всё это во время запредельных нагрузок – информационных, физических и психологических. В этом случае в помощь человеку приходит антропоцентричный интерфейс, помогающий сориентироваться лётчику во время экстрима, когда идёт режим запредельных нагрузок.

ПАК ФА Т-50
ПАК ФА Т-50

Кабина самолёта пятого поколения по сути является обычный кабиной, как у многих других истребителей. Но это только так кажется. Информационное поле кабины Су-57 является совершенно другим видом кабины. Вместо различных индикаторных механизмов, показывающие множество данных, используется одна сенсорная панель, размещённая на фронтовой части приборной панели кабины. И все данные, исходящие от датчиков бортовых систем, стекается на сенсор.

В скором времени главное место в выполнении сетевых задач будет отведено нашлемной индикации. Все данные, направленные для ориентирования пилота, будут направляться на информационно-смотровой щиток шлема, и эта информация будет возникать на уровне глаз лётчика. Такой шлем будет иметь режим дополненной реальности, и даст возможность лётчику наблюдать за окружающим пространством как бы через стенки самолёта. Разработка подобного прибора идёт полным ходом и он должен в ближайшее время поступить на вооружение. А пока, воздушный «сетевой солдат» только только заступает на своё «боевое дежурство.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи