Палубная авиация в России – прошлое и настоящее

Другие статьи

Сорок восемь лет назад состоялась первая посадка советского штурмовика на палубу противолодочного крейсера ВМФ СССР.

18 ноября 1972-го года летчик-испытатель опытно-конструкторского бюро имени Яковлева Михаил Сергеевич Дексбах совершил посадку самолета с вертикальным взлетом Як-36 на палубу ПКР «Москва». Очевидцы вспоминают, что подготовка к историческому событию началась с самого утра. На крейсере производилась расчистка палубы. В Воздух подняли вертолет Ми-8, на котором разместилась съемочная группа телевизионных операторов и фотографов.

ПКР "Москва"
ПКР «Москва»

Сам крейсер в это время находился в водах Черного моря не далеко от города Феодосия в Крыму. К этому событию Черноморский завод промышленного оборудования соорудил на палубе корабля временную площадку для принятия самолета, тем самым подняв уровень палубы на 30 см. Командир крейсера настоял на сооружении подобной площадке, беспокоясь, что самолет может уничтожить подпалубные коммуникации. Сам штурмовик на военном транспортнике был переправлен из города Жуковский Московской области на аэродром, находившийся рядом с Феодосией.

Михаил Дексбах
Михаил Дексбах

В тот день на море стояла ясная и солнечная погода. Все посчитали это хорошим знаком и были правы. Весь маршрут полета штурмовика разбили на две части. В начальной стадии полета пилот шел на скорости приближенной к сверхзвуковой, а на отметке три с половиной километра перевел взлетно-посадочные двигатели в вертикальное положение и приготовился к посадке.

При подлете к борту крейсера, вертикальный двигатель своей воздушной массой поднял в воздух миллионы частиц водной пыли. Вокруг штурмовика образовалась радужный купол, в ореоле которого Як-36М приземлился на площадку. Когда двигатели самолета заглохли, первым делом замерили отклонение от посадочных точек. Оно составило не больше десяти сантиметров. И только после этого очевидцы события подняли Михаила Дексбах на руки и стали качать. Только капитан крейсера не принимал участие в общем ликовании. Он в это время трогал рукой площадку в месте приземления штурмовика, чтобы удостовериться, что она не нагрелась.

Первая посадка на ПКР Москва
Первая посадка на ПКР Москва

А вечером в ресторане «Моряк» в Феодосии состоялась «вечеринка» в честь успешных испытаний, где маршал авиации Советского Союза Иван Иванович Борзов заявил, что 18 ноября отныне является Днем рождения палубной авиации СССР. 22 ноября Михаил Сергеевич так же успешно произвел взлет с противолодочного крейсера и приземлился на аэродроме. В дальнейшем летчик-испытатель участвовал почти во всех испытаниях палубных самолетов, за что и получил звание Героя Советского Союза в 1981 году.

Серийное производство палубного штурмовика началось в 1974 году. Правда по результатам испытаний пришлось внести некоторые изменения, и уже с этими изменениями самолет получил название Як-38. Он имел на своем борту один подъемно-маршевый двигатель, а чтобы совершать вертикальные взлет и посадку, использовал два подъемных двигателя, располагавшихся в центре фюзеляжа.

Як-38
Як-38

За период с 1974 года по 1989 год было изготовлено больше двухсот тридцати самолетов Як-38 разной модификации. Они размещались на советских авиакрейсерах «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку» (проект 1143). Однако многие контейнеровозы, особенно те, которые ходили в дальние воды, имели на своем борту площадку размером 20 на 20 метров для возможного принятия Як-38.

Палубные штурмовики принимали участие и в боевых операциях. В 1980 году на афганском аэродроме Шинданд разместилась специальная группа «Ромб», в распоряжении которой было четыре Як-38 и два Су-25. Более ста вылетов в условиях высокогорья, совершенные летчиками группы, были направлены на изучение технических возможностей самолета в новых и непривычных для него режимах эксплуатации. К сожалению, штурмовики не выдержали нагрузки, и полеты были прекращены. Да и на море самолет оказался не столь удачным, как этого требовали реалии. Высокие температуры и влажность приносили проблемы при взлете. А его малый радиус боевого действия заставлял авианесущие корабли почти вплотную подходить к врагу. Поэтому в 1992 году было принято решение снять Як-38 с вооружения. К сожалению, большая часть штурмовиков, вместе с тремя кораблями проекта 1143 и противолодочным крейсером «Москва» позже были проданы в Индию по цене металлолома.

"Москва" на корабельном кладбище
«Москва» на корабельном кладбище

Несмотря на это, все недостатки Як-38 были проанализированы и их попытались избежать в новом самолете палубной авиации Як-41М. На нем была установлена система, которая контролировала работу двигателей вертикального взлета и подъемно-маршевых силовых установок. Благодаря этому повысилась полезная нагрузка самолета до 2,6 тонны, а потолок достиг двух с половиной тысяч метров при боевом радиус около 700 км. В 1987 году после ряда испытаний «сверхзвуковой всепогодник» изменил наименование и стал называться МиГ-141. Основное преимущество этого самолета перед Як-38 состояло в том, что 141-й мог совершать взлет и посадку в обычном режиме без использования вертикального взлета. Однако постперестроечное время не позволили МиГу выйти в серию.

Як-41М
Як-41М

Проект МиГ-141 позволил палубной авиации СССР, а позже и России обратится к самолетам с традиционной схемой взлета-посадки. Заложенный в 1982 году проект авианосца под названием «Рига» был завершен только в 1990 году. Правда, при выходе из доков корабль уже имел другое название – Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». На его палубу приземлялись такие самолеты, как МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ.

МиГ-29
МиГ-29

Но основными машинами для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» стали истребители Су-33, серийное производство которых началось в конце 80-х годов прошлого века. Тридцать третий — самолет четвертого поколения. Его палубная модель отличалась от обычного тем, что приобрело горизонтальное оперение на передней части истребителя. Оно увеличивало устойчивость машины при переходе на малые скорости, необходимой для безопасной посадки на авианосец. К тому же палубный Су-33 имеет складные крылья для более компактного размещения на стоянке.

Су-33
Су-33

Официальное принятие истребителей в состав ВМФ России состоялось только в 1998 году. Десять машин разместились на «Адмирале Кузнецове», и шестнадцать «приземлились» в состав 279-го истребительного полка Северного флота. А в 2016 году авиагруппа «Адмирала» приняла участие в боях в Сирии, где совершали налеты на базы террористов. Однако совсем недавно в палубную авиацию России «вернулся» МиГ-29К. Благодаря заинтересованности Индии в этом истребителе, российские военные также проявили интерес к модернизированной модели. Имея меньшие размеры, он в большем числе может разместиться на авианосце, что позволит создавать более мощные ударные авиагруппы.

Начальник морской авиации ВМФ РФ Игорь Кожин сказал, что Россия обладает оптимальным количественным составом для палубной авиации, которая выполняет любые поставленные задачи. Это происходит не за счет увеличения необходимой техники, а за счет модернизации моделей, в результате чего самолеты становятся многофункциональными, с более высокими возможностями, чем раньше.

Дзен

Последние статьи

«Российский агрессор» в небе над Британией

Американский лётчик во время военных учений в Англии, красовался с «российским» шевроном.

Похожие статьи