Пехота. Часть 5

Другие статьи

Броневики, как средство ведения боя, были разработаны накануне Первой мировой войны, где, сначала, обычный автомобиль обшивали бронелистами и устанавливали пулемет, ну а чуть позже, появились отдельные конструкции бронеавтомобилей на шасси грузовиков. Военное начальство без особого энтузиазма встретило разработки, где бронеавтомобиль использовался для перевозки пехоты, таким образом, в период Перовой мировой войны, бронеавтомобили применялись в основном как подвижные огневые точки поддержки пехоты и кавалерии в наступлении и обороне. Так же бронеавтомобили использовались для ведения разведки. На одном из таких бронеавтомобилей, марки «Остин Путиловец», перед петроградскими рабочими выступал товарищ Ленин, на вокзале Петрограда, в 1917 году. Разработки бронетранспортеров, как средства доставки пехоты на передний край и огневой поддержки пехоты в бою, начались накануне Второй мировой войны, где в бесспорных лидерах в данном виде боевой техники выступили Германия и США. Именно, немецкий полугусеничный бронетранспортер «SdKfz 251», созданный фирмой «Hanomag», на базе артиллерийского тягача, и стал основной моделью, который имел огромное количество модификаций, выступая как разведывательная машина, артиллерийская и зенитная установка, как самоходный прожектор, даже как самоходный огнемет, но все же, основная функция данного, очень удачного бронетранспортера являлась перевозка и поддержка пехотного отделения, в составе 10 человек. Бронетранспортер, весом 9 тонн, имел противопульную броню, вооружался одним или двумя пулеметами марки «MG42», мощность двигателя 100л.с., обеспечивала скорость 53 километра в час, при запасе хода 300 километров. Таких бронетранспортеров за годы войны промышленность германии выпустила 16 тысяч, согласитесь, цифра впечатляющая, что позволило значительно обеспечить пехотные подразделения средствами доставки и огневой поддержки.

SdKfs 251 и M3
SdKfs 251 и M3

Американский знаменитый бронетранспортер «М3», созданный также как и немецкий бронетранспортер «SdKfz 251», на базе артиллерийского тягача в 1940 году, серийное производство данной машины началось с 1941 года, помимо транспортного средства для пехоты, с функцией огневой поддержки в бою, где бронетранспортер имел два пулемета: 1-7,62 мм М19 и 1- 12,7 мм М2, противопульную броню, а двигатель мощностью 147 л.с., обеспечивал скорость в 72 километров в час, при запасе хода 320 километров, М3 также использовался как самоходная зенитная установка, как артиллерийская самоходная установка, как бронеавтомобиль разведки, даже как противотанковая самоходная установка с 37 мм противотанковой пушкой, но основной функцией, все же, являлась доставка и огневая поддержка пехоты. Таких бронетранспортеров за годы войны было выпущено около 23 тысяч, в СССР, по ленд лизу было доставлено около 7 тысяч бронетранспортеров различной модификации.

В других странах бронетранспортеры, как транспортное средство пехоты использовались незначительно, в основном как разведывательные машины, таким броневиком является британский «MorrisMk1», французский «Pahhard 178» и советские броневики под маркой «БА».

Опыт Второй мировой войны был учтен и проанализирован, где была осознана необходимость, при ведении современной войны, посадить пехоту в бронированное, вооруженное средство передвижения. Первым из таких средств стали бронетранспортеры, появившиеся во всех ведущих странах мира. Первые Советские бронетранспортеры сконструированы по лекалам американского «М3»: легкий БТР-40, который мог перевозить отделение пехоты и тяжелый БТР – 152, на замену которым в 1960 году пришел плавающий БТР-60, со своей специфической формой и компоновкой, открывший серию основных советских бронетранспортеров, на котором вскоре появилась башня с 14,5 мм и 7,62мм пулеметами. На смену БТР-60, в 1970 году пришел более мощный и оснащенный БТР-70, а в 1980году – БТР-80, получивший уже мощный дизельный двигатель. БТР-90, поступивший на вооружение в 2004 году, явился образцом дальнейшей глубокой модернизации представленной еще в 60-е годы схемы бронетранспортера, где значительно увеличилась огневая мощь – 14,5 мм пулемет был заменен 30 мм пушкой, так же вооружение бронетранспортера было усилено за счет гранатомета «АГС-17» и ПТРК «Конкурс», таким образом бронетранспортер получил возможность бороться с танками и другими бронированными машинами.

Страйкер и БТР-90
Страйкер и БТР-90

В США на смену легендарному американскому «М3», пришли гусеничные бронетранспортеры М 59 и М75, ставшие прототипами знаменитого М 113, принятого на вооружение в 1960 году. Гусеничный бронетранспортер, массой 10 тон, вооруженный 12,7 мм пулеметом, брал десант 10 человек. Машина имела двигатель мощностью 215 л.с., что обеспечивало скорость 64 км. в час, при запасе хода в 480 километров. Следующим этапом развития становится универсальное шасси, колесного швейцарского бронетранспортера «Пиранья», взятое за основу будущего колесного бронетранспортера, на базе которого появился, сначала канадский «LAV 3», а затем и знаменитый американский бронетранспортер «Страйкер», названный в честь двух американских военнослужащих, награжденных посмертно высшей наградой США. «Страйкер» начал поступать на вооружение механизированных подразделений США с 2001 года, где машина показала себя очень хорошо и получила положительные отзывы военных. Машина массой 17 тонн, имеет композитную противопульную и противоосколочную броню, двигатель мощностью 350 л.с., позволял развивать скорость около 100 км. в час, при запасе хода по шоссе в 500 километров. Машина предусматривает различный типы вооружения, устанавливающегося на дистанционно управляемом модуле, включающий 12,7 мм пулемета «Браунинг», или 40 мм автоматический гранатомет МК19, или 25 мм автоматическую пушку М 242 «Бушмастер».

В других странах развитие бронетранспортеров, именно, как средств доставки и поддержки пехоты, шло в похожем ключе, где машины имели, как правило, противопульную от 14,5мм пулеметов и противоосколочную броню, мощный двигатель обеспечивающий пристойную скорость и запас хода не менее 300 километров. На вооружение таких машин применялись или крупнокалиберные пулеметы, и гранатометы, или автоматические пушки до 40 мм, так же на многих машинах устанавливались ПТРК, что позволяло вести борьбу станками и бронированной техникой, одним словом, устанавливались калибры, которые позволяла установить колесная база машины. Каждая современная машина получила средства ведения разведки и стрельбы ночью, включающее ночной прицел и тепловизор, навигационную аппаратуру, некоторые пушки получили систему стабилизации, машины, как правило, имеют камеры кругового наблюдения. Самые, так сказать, инновационными моделями бронетранспортеров на сегодняшний день являются, пожалуй, бронетранспортер «Boxer» – машина совместно разработанная немецкими и голландскими конструкторами и тяжелый французский бронетранспортер «VBCI», занявший нишу боевой машины пехоты, по крайнем мере во Франции.

Boxer и VBCI
Boxer и VBCI

Бронетранспортеры заняли свою место в армейской структуре стран мира, как хорошо вооруженные, относительно легко- бронированные средства доставки и поддержки отделения пехоты на поле боя, где исключением является, пожалуй, только Великобритания, взявшая курс на полную замены своих бронетранспортеров AT 105 «Саксон» и FV432 в пехотных подразделениях на боевые машины пехоты «Уорриор».

Дзен

Последние статьи

Кризис на Кубе

Российские эксперты утверждают, что кризисом управляют из вне

Похожие статьи