Первая русская подводная лодка «Дельфин»

Другие статьи

Индия. Самое кровавое восстание. Часть 2.

Без сомнений, экономическая политика англичан, в частности, повышение налогов, монополизация торговли Британской Ост Индской Компанией, сильно мешали местным, но в отличии от Тринадцати Колоний, где оное стало причиной появления США, это не единственная, и возможно, не главная причина восстания.

Женщины в кино и на войне — это разные личности и не стоит их путать!

Стоит задуматься, действительно ли все было так радужно?

Война мужчин против женщин

Многие по сей день смеются и удивляются глупости европейского народа, который сжигал женщин заживо. Однако стоит обратить внимание, что в христианстве тоже женщина считается не совсем чистой.

Korea Aerospace Industries начнет строить военные самолеты

KAI ожидает, что она сможет построить собственное транспортное судно за 7 лет с учетом инвестиций в размере примерно в $2,7 млрд, согласно источнику

Самая большая субмарина Второй мировой. Японская субмарина-авианосец.

Идея создания подводного авианосца кажется утопической, однако, многие морские державы не только работали над их созданием, но...

Ударный «Аллигатор». Противоречивые достижения и перспективы вертолёта Ка-52

У каждой вещи есть своё предназначение. Оружие создано для того, чтобы… стрелять. К сожалению, нет другого способа...

OS2U Kingfisher

С 1938 по 1942 годы было построено больше 1500 самолетов Kingfisher. Наиболее популярной серией оказалась OS2U-3
Масштабная модель первой подводной лодки «Дельфин»
Масштабная модель первой подводной лодки «Дельфин»

«Дельфин» — такое название получило детище русских военных инженеров: Бубнова И.Г., Горюнова И.С., Беклемишева М.Н. Будучи в составе комиссии по проектированию, они же в последствии вошли в комиссию по строительству. Секретность мероприятия и отсутствие иных подготовленных специалистов вынуждали к этому. Особо следует отметить вклад Михаила Николаевича Беклемишева – русского капитана Нэмо. Потомственный и опытный морской офицер жил мечтой о создании подводных кораблей, именно он исколесил Европу и Америку, изучая опыт проектирования и создания подводных лодок зарубежными компаниями. Именно он лично испытал и стал первым капитаном миноносца №150 «Дельфин». Собранная им по крупицам информация, часто получаемая неофициально, позволила России создать свой подводный флот. Этот «блин» не стал «комом», хотя трагичные события имели место. О рождении подводного флота России сегодня наш рассказ.

Михаил Николаевич Беклемишев
Михаил Николаевич Беклемишев

С чего всё начиналось

С середины 19-го века императорская Россия была озадачена получением «полуподводных миноносцев». «Полуподводными» такие суда называли по той причине, что время проведения под толщей воды ограничивалось лишь необходимостью скрыться от противника на время проведения атаки. Термин «подводный флот» появится позже.

Англия, Франция, США ушли в этом вопросе далеко вперёд и к концу столетия даже наладили серийное производство подводных миноносцев. России добиться успеха не позволяли отсутствие опыта, знаний, технологий и необходимого оборудования. Попытки создания таких кораблей предпринимались, но не приносили успеха. В 1900 году была предпринята попытка покупки нескольких миноносцев Холланда в США, однако цена и условия сделки оказались для России неприемлемыми. Именно этот факт послужил стимулом к создания специальной комиссии по проектированию в вышеуказанном составе.

«Дельфин» у причала Балтийского завода
«Дельфин» у причала Балтийского завода

В первую очередь членами комиссии были собраны и переведены на русский язык все зарубежные документы и публикации, касающиеся подводных лодок. Частые командировки к зарубежным коллегам также принесли немалую пользу, хотя далеко не все желали делиться информацией. К работе были подключены дипломаты и агентурная сеть. Следует отметить, что комиссия активно работала самостоятельно и часто, получая информацию от зарубежных источников с опозданием, инженеры лишь убеждались в правильности своих расчётов. В итоге «миноносец № 113» (такое обозначение он имел на стадии проектирования), получил уникальную конструкцию. М.Н. Беклемишев после завершения строительства «Дельфина», сравнив его конструкция с зарубежными аналогами, на которых ему удалось побывать, отметил, что наш миноносец не уступает, а во многом превосходит заграничные образцы.

«Дельфин» на испытаниях
«Дельфин» на испытаниях

Строительство «Дельфина»

Строили первую русскую ПЛ на Балтийском заводе для чего был оборудован специальный стапель. К закладке корпуса (5 июня 1901 года) полностью проект завершен не был. Было принято решение строить корпус, и параллельно разрабатывать чертежи иного оборудования. Прочность конструкции рассчитывалась с возможностью выдержать двукратные перегрузки. Основная оболочка корпуса была изготовлена из никелевой стали толщиной 8 мм. Усиливала конструкцию решетка из внешних шпангоутов и внутренних продольных ребер. Снаружи корпус дополнительно обшит двойным слоем бруса из лиственницы и оцинкованной сталью.

Уже зимой 1902 года было утверждено штатное расписание миноносца – 2 офицера и 8 матросов, тогда же приступили к комплектованию. Отбором матросов занимался лично Михаил Николаевич. Команда из опытных и преданных делу матросов была сформирована и утверждена. Сделано это было заблаговременно с той целью, чтобы матросы лично участвовали в строительстве лодки и знали досконально её устройство. Два моториста-механика были направлены для обучения и стажировки в Германию на завод Даймлера, где создавали бензиновый мотор для «Дельфина». С бензиновым двигателем надводного хода было больше всего хлопот. Немцы не укладывались в оговоренные сроки, мотор имел много недоработок. Спуск на воду «Дельфина» состоялся без двигателя, его установка состоялась позже.

ПЛ «Дельфин» на показе императору. 16.08.1903.
ПЛ «Дельфин» на показе императору. 16.08.1903.

Полуподводный миноносец «Дельфин» имел такие технически характеристики:

— полное водоизмещение – 135,5 т.

— длина – 20 м.

— ширина – 3,66 м.

— скорость надводного хода на бензиновом двигателе 320 л.с. – 9 уз.

— скорость подводного хода на электродвигателе 138,6 л.с. – 6 уз.

— запас хода в надводном положении при скорости 6 узлов – 400 миль

— запас хода в подводном положении при скорости 4 узла – 35 миль

— время погружения – 15 минут (10 минут — после модернизации)

— запас бензина – 1920 литров;

— аккумулятор из 64 элементов на 3600 А/ч.

Проектная глубина погружения – 50 метров, но в ходе испытаний миноносец достиг показателя 30 метров. Глубже опускаться не решались, т.к. в этом не было необходимости. Глубина погружения в то время рассчитывалась таким образом, чтобы судно могло пройти под корпусом любого боевого корабля не зацепив его.

Первое погружение состоялось 8 июня 1903 года в водах Финского залива. На борту кончено присутствовали М.И. Беклемишев и руководитель группы И.Г. Бубнов. После того как «Дельфин» скрылся под водой рулевой не смог справиться с тяжелым механизмом управления, лодка уткнулась носом в грунт. Положение корпуса удалось выровнять и осуществить подъём. Бубнов и Беклемишев вышли на палубу, перекрестились и кто-то из них произнёс знаменитую фразу: «Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…».

Торжественного спуска на воду не было. Миноносец «Дельфин» был зачислен в строй качестве боевого корабля задолго до завершения строительства. Первый полноценный показ «высочайшим особам» был произведён 16 августа 1903 года в торжественной обстановке в день спуска на воду яхты императора «Александрия» и броненосца «Слава». Осмотрев миноносец, император выслушал Бубнова и дал высочайшее разрешение на разработку новых полуподводных судов.

Доклад капитана II ранга Беклемишева М.Н. императору Николаю II. 16.08.1903
Доклад капитана II ранга Беклемишева М.Н. императору Николаю II. 16.08.1903

Служба «Дельфина»

Миноносец № 150 нёс службу в составе Балтийского флота. В применении ПЛ по целевому назначению надобности не возникало. Задача «Дельфина» была иная. В первую очередь это опытовое судно, на котором проводились исппытания, постоянные модернизации с целью улучшения конструкции. Это было полезно, ведь рабочая группа тем временем работала над проектом нового миноносца. Кроме этого «Дельфин» был учебным судном, на котором единовременно могли погружаться до 45 матросов с целью адаптации в условиях подводного плавания и получения навыков подводного судовождения.

Лейтенант Анатолий Нилович Черкасов
Лейтенант Анатолий Нилович Черкасов

Одно из таких учебных погружений 16 июня 1904 года в момент отсутствие Беклемишева закончилось трагедией, став первым в истории подводного флота случаем массовой гибели подводников. Учениями руководил лейтенант Черкасов. Отдав команду на погружение он последним спустился, приказал закрывать крышку люка. Тугой привод вращался двумя матросами. На «Дельфине» воздух из балластных ёмкостей спускался через корпус в люк, который закрывался в перед моментом полного погружения. Перегруженный миноносец (34 матроса на борту) погружался быстрее обычного и вода от волны попала внутрь. Среди экипажа началась паника, в результате которой судно затонуло и 24 матроса погибли. Лейтенант Черкасов, имея возможность спастись, посчитал себя виновным в трагедии, остался на борту и добровольно принял смерть. Погибшие матросы и офицер были причислены к участникам русско-японской войны и похоронены с почестями.

Вернуться в строй после ремонта «Дельфину» удалось лишь к осени, когда Балтийский флот получил 2 импортные подводные лодки («Сом» и «Осётр»), поставленные из США, а также новый миноносец от прежней рабочей группы – «Касатка».

ПЛ «Дельфин» после аварии 1905 год
ПЛ «Дельфин» после аварии 1905 год

С началом русско-японской войны было принято решение перевезти миноносцы во Владивосток для защиты прибрежных вод. Перевозка таких огромных машин по железной дороге проводилась впервые для чего специально разработали и изготовили шестнадцатиосные платформы (снова не без участия Беклемишева).

Будучи вооруженными парой торпед Уайтхеда, установленными снаружи по обе стороны рубки на минных аппаратах модели Джевецкого, миноносцы в основном патрулировали прибрежье. В реальных боях участия принять так не удалось в связи с чем командование часто критиковало подводников, которые к тому же получали жалование выше, чем матросы надводного флота. Изучив ситуацию на месте М.Н. Беклемишев докладывал руководству императорского флота о том, что само наличие полуподводных миноносцев принесло результат, т.к. японцы не отваживались открыто выступать в места их дислокации.

В мае 1905 года на борту «Дельфина» снова произошла трагедия, унесшая жизнь матроса. На этот раз произошла серия взрывов от испаряющегося топлива и газов, образовывающихся при контакте морской воды с аккумуляторными батареями. Сила взрывов была такова, что в некоторых местах вырвало заклёпки и образовались щели в корпусе.

В 1907 году официально был создан подводный флот и «Дельфин» стал подводной лодкой. Далее были смутные революционные годы, возвращение на Балтику, новые поломки и ремонты, модернизация и замена бензинового мотора, переезд во Владивосток, I мировая война, перевод в Архангельск, и служба в Северном ледовитом океане. После 15 лет службы в 1921 году новая власть не пожелала прислушаться к ходатайствам офицерского состава о сохранении первой подводной лодки и передачи её в музей. По решению штаба флота «Дельфин был признан негодным для службы и сдан на слом. Произошло это только в 1932 году, а до того момента корпус «Дельфина» служил в качестве судоподъёмного понтона и помогал поднять затонувшие суда.

1919 год. Корпус ПЛ «Дельфин» на берегу. Мурманск
ПЛ «Дельфин»

Дзен

Последние статьи

Танк Нота бросает вызов Армате

Украинские эксперты анонсировали новинку, способную, по их словам, противостоять Т-14. 28 ноября в эфире...

ВВС Аргентины вместо России выбрала Китай

Аргентинские власти в качестве приоритетной цели указали китайский самолет пакистанского производства.

5 лучших ПВО

26 ноября на портале Military Watch появился материал, в котором авторы составили рейтинг средств ПВО, состоящих на балансе вооруженных сил всего мира.

МиГ-29К ВМС Индии упал…

За последние четыре года ВМС Индии потеряли четыре самолета российского производства.

Кладбище танков

Военные из североатлантического альянса на утилизации старых Leopard 1 смогли заработать около трех млн долларов.

Потопление крейсера «Индиаполис» CA-35

На самом деле перед затоплением крейсер посылал сигналы о помощи, и они даже были приняты на трех станциях.

Военный историк приводит доводы того, что армяне проиграли битву за НКР

Численность вооруженных сил Нагорного Карабаха перед войной была увеличена с 18 тысяч человек до 21 тысячи. Из которых 13 тысяч приходилось на призывников Армении.

Китайский бомбардировщик H-6N получил Гиперзвук

Если присматриваться к снаряду, то можно увидеть, что его длина примерно 10 метров и диаметр около метра. Такие параметры заявлены в российском ракетном комплексе «Кинжал».

Похожие статьи