Почему США забраковали F-111, а затем взяли на вооружение похожий на него истребитель F-14

Другие статьи

Быстрый и гибкий F-14 Tomcat много лет будет служить ВМС США как самый свирепый из известных истребителей, пока не будет заменен F/A-18 Hornet и Super Hornet. Так каким же был этот уникальный самолет и чем он отличался от своего не менее «одаренного» предшественника бомбардировщика F-111?

Самолет революционного дизайна был придуман много лет назад. Он должен был соединять в себе все необходимое для военных. Самолет мог бы летать высоко или касаться верхушек деревьев, равно как лететь медленно или быстрее звука.

Как бы то ни было F-111 смог обосноваться в военно-воздушных силах США. Но в ВМС, которые также должны были взять бомбардировщик на вооружение, сказали «нет». Среди прочих жалоб в ВМС США заявили, что самолет слишком тяжелый для кораблей. Они сами начали искать замену и тогда-то на свет появился истребитель F-14.

Как объяснили в ВМС, F-14 не будет пытаться стать самолетом, способным на все. Он будет выполнять только базовую задачу и станет отличным истребителем. Он сможет поворачиваться даже на сверхзвуковой скорости и превосходить существующие модели ракетами и реактивными снарядами. Он станет быстрым и выносливым. Коротко говоря, F-14 был создан для господства в воздухе, создан, чтобы очистить небо от всего, способного угрожать флоту.

Конечно же, в ВМС США быстро добавили, что новый самолет сможет также переносить дополнительный «багаж» в виде бомб для операций воздух-земля, что обеспечит гибкость в эксплуатации истребителя. Но почему нельзя было оставить F-111, ведь, по сути, новый истребитель был на него очень похож? Как оказалось, F-111 больше подходит для операций земля-воздух и, наверное, его нужно было назвать A-111. В воздухе F-14 превосходит его на голову.

F-111
F-111

Чем же в таком случае сможет похвастаться F-14, к чему так стремится ВМС, но чего нет у F-111? Изучая любую «птичку» армии, нужно начинать с ее внешнего вида. Это, в самом деле, был чудесный самолет с наиболее четкой и впечатляющей конфигурацией за долгие годы.

Американская авиастроительная компания Grumman Corporation отказалась от размещения сидений по одной линии и вернулась к последовательному расположению сидений для пилота и оператора системы управления пуском ракет, снизив фюзеляж и уменьшив лобовое сопротивление. Каплевидный фонарь кабины сделал фюзеляж еще более обтекаемым, в то же время предоставив экипажу панораму в 360°.

Двигатели удалены от корневой части крыла и находятся на расстоянии 30 см от фюзеляжа. Это был важный элемент в плане Grumman. F-111 со своими 2 двигателями почти вплотную прижатыми к бокам фюзеляжа сначала демонстрировал проблемы на некоторых скоростях; воздух в пограничном слое от фюзеляжа становился слишком турбулентным и, попадая в воздухозаборник двигателя, приводил к проблемам.

Но, пожалуй, самой важной характеристикой F-14 можно назвать крылья. Они одновременно похожи и отличаются от крыльев F-111, первого из самолетов с крылом изменяемой стреловидности. Как и в случае с F-111, крылья меняют положение на дозвуковой, околозвуковой и сверхзвуковой скорости. Горизонтальные стабилизаторы, которые размещены ниже крыльев, действуют как элероны на сверхзвуковой скорости. Крылья на самом деле могут похвастаться феноменальной «гибкостью»; они также могут откидываться за стабилизаторами, чтобы сократить место для хранения грузов, необходимого, чтобы посадить самолет.

Однако, крылья истребителя F-14 отличаются от F-111 в нескольких отношениях. Внешние панели короче, чем панели на F-111, потому что внутреннее крыло намного крупнее. Шарнирный узел расположен дальше, освобождая тем самым место для частей двигателя и основных опор шасси, поэтому адаптивные крылья короткие и им не нужно так сильно двигаться. При обычной работе они будут поворачиваться от 20° (полный вперед) до 68° (полностью сложенными) по сравнению с 16° — 72° на F-111.

Однако самая важная часть строения самолета не так очевидна. Grumman, которая годами изучала титан, утверждала, что примерно одна четвертая деталей создана из легкого, но очень крепкого металла. Также в компании рассказали, что новый истребитель на 13 тонн легче F-111 благодаря этому изменению. Ведь нужно не забывать, что именно вес стал главной причиной отказа для приема на эксплуатацию модели F-111.

Все эти факторы – четкие линии, эффективный забор воздуха и огромное сокращение веса воздушного судна позволили двигателям F-14, идентичным двигателям на F-111, работать более продуктивно, предоставляя больше тяги на единицу веса и лучшую вертикальную скорость набора высоты по сравнению со своим предшественником.

Что касается мнения пилотов, то оно тоже учитывалось при разработках. ВМС настояли, чтобы F-14 имел вмонтированную 20-мм пушку. Это был ответ на жалобы летчиков, которые утверждали, что другие судна, на которых они летали, не давали им ничего для собственной защиты, когда заканчивались внешние боеприпасы. На F-14 у них всегда было при себе оружие.

Дзен-канал

Последние статьи

Индия определилась с нужным им танком

Индийское Министерство обороны выдало техзадание на «поиск» соответствующей бронемашины.

Похожие статьи