Российский авианесущий крейсер «сдаётся» иностранцам сразу в ремонтных доках

Другие статьи

Военный эксперт Владимир Тучков пишет, что совсем недавно обозреватели сайта Mil. Press завершили журналистское «разоблачение» в котором проследили за ходом обновления единственного в России и многострадального авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Как пишет эксперт, главной особенностью такого расследования стал факт выяснения объёма иностранных комплектующих, которые будут использоваться в ходе модернизации «Адмирала».

Автор материала говорит, что выяснившаяся ситуация вовсе не является какой-то катастрофической. Но то, что она является несколько тревожной — это уже факт. Некоторые сделанные закупки, если смотреть на их «особенности», полностью идут в разрез принципам импортозамещения. И эта «незадача» является проблемной именно в судостроительстве. И этому свидетельствуют несколько вопиющих примеров. Например, при строительстве тральщиков из проекта 12700 «Александрит» на них были установлены якорные цепи и сам якорь, made in China.

Тральщик проекта Александрит
Тральщик проекта Александрит

Эти же стояночные элементы собирались установить и на другие образцы тральщиков, но по данному поводу разгорелось бурная дискуссия, из-за чего детали были заменены на комплектующие отечественного производства. А расследование инцидента указало на коррупционную схему использования «забугорных» комплектующих. «Но на российском авианосце цепи и якоря слава богу родного производства», — спешит заверить эксперт.

Однако в процессе обновления корабля пришло время заменить систему, которая не имеет привязки к боевой части авианесущего крейсера. Такая система называется УОСВ (установка по очистке сточных вод). Такая установка должна быть всегда в рабочем порядке, потому как без неё ни один корабль, в том числе и боевой, не может находиться в международных водах. Но и этого мало. Качество очищенной воды строго регламентируется так называемой Конвенцией МАРПОЛ-73/78. И в России существует такой производитель подобных установок, которые соответствует всем стандартам Конвенции. Находится этот производитель в Ленинградской области и именуется как предприятие «Винета». Представители производства утверждают, что установка выдаёт очищенную воду по всем предъявленным требованиям. К тому же сама установка полностью прошла военную приёмку. Но…

Адмирал Кузнецов
Адмирал Кузнецов

Для российского авианосца была закуплена УОСВ итальянского производителя Tecnicomar. И представителей Объединённой судостроительной компании совершенно не беспокоит тот факт, что оборудование до сих пор не прошло военную приёмку. Эти представители так обосновывают своё решение: «Оборудование для применения уже согласовано, ведомость сформирована, причин для отклонения заявки нет». Однако «ленинградцы» приняли решение отстоять свои «права». Поэтому в модернизационном проекте появился некий консенсус — будет использоваться УОСВ сразу двух стран. Как отмечает эксперт, такого в практике российского, да и советского ВМФ ещё не было — две системы от различных производителей, но с одинаковым «смыслом». Что ж, если и усложнять службу команде авианосца, то по полной. Можно только представить, как это затруднит сервис и ремонт установок.

Но для итальянских УОСВ подобного сервиса может и не представится. Подобное на «Кузнецове» уже было, когда использовались итальянские сепараторы Heli-Sep. Этот прибор проработал полгода, а затем сгорела электронная плата управления прибором. Как выяснилось, эта плата была американского производства и заменить её в США отказались. В итоге сепаратор некоторое время просто бездействовал, а затем вообще был снят с авианосца. Но при этом руководитель ОСК Алексей Рахманов говорил очень правильные слова: «На данный момент мы очень часто сталкиваемся с тем, что иностранные поставщики отказываются приезжать в Россию, чтобы проводить пусконаладочные работы или проводить техническое обслуживание уже поставленных систем. Даже отмечались проблемы с поставками запчастей для оборудования. Уже давно всем необходимо понять, что идёт процесс выживания и компромиссов здесь быть не может».

«Но значит может? При одном условии — если нельзя, но очень хочется, то можно», — пишет автор. Причиной для таких компромиссов называется факт того, что такая поставка итальянского оборудования была кем-то «пролоббирована». Ладно, бог с этой установкой. Лучше обратить внимание на те «забугорные» комплектующие, влияющие на боевые характеристики крейсера. Например, уплотнительные материалы, способствующие нормальному функционированию палубных самолётов. В модернизационном проекте «Кузнецова» отмечено, что подобные составляющие в аэрофинишёрах будут закуплены в Германии.

И тут же автор материала приводит по крайней мере три российских научно-исследовательских института, которые могут предоставить подобное покрытие. Но в ОСК заявили, что материалы не прошли НИОКР, мол уже нет времени. Однако эксперт утверждает, что как раз временного периода для этого было более, чем предостаточно. «Адмирал» встал на ремонтные работы в 2017ом г., и до этого велась разработка проекта обновления на протяжении нескольких лет. И уже тогда становилось ясно, что «забугорные» комплектующие ещё «себя проявят». В таком деле никаких мелочей не бывает. Такие маленькие не состыковки или «мелочи» отметились своей печальной ролью при переоборудовании другого авианосца «Адмирал Горшков» в индийский авианосец «Викрамадитья».

Викрамадитья (бывший Адмирал Горшков)
Викрамадитья (бывший Адмирал Горшков)

В 2012ом г. в момент испытательных мероприятий ходовой части в Баренцевом море один из двигателей «накрылся», потому как разрушилась теплоизоляционная составляющая котлов. Позже специалисты выяснили — произошло это из-за того, что теплоизоляционный слой «собрали» не из асбестовых материалов, как этого требовала спецификация, а из-за жаропрочных кирпичей, которые были закуплены в Китае. Последствия поломки удалось устранить. Но скандал был не слабым.

Ещё две позиции на «Кузнецове» будут из «забугорных» комплектующих. Одна из этих позиций точно не будет поддерживаться сервисом от производителя. Как отмечает эксперт, на авианесущем крейсере установят дополнительные катера, двигатели которых являются четырёхтактные дизельные установки Caterpillar-3056, чья мощь составляет сто восемьдесят восемь «лошадей». Российский НИИ кораблестроения выбрал эти установки потому что в РФ «просто нет подобных». Однако так было восемь лет назад, в самом начале проекта по модернизации. С тех пор аналогичные Катерпиллерам двигатели появились на моторном заводе в Ярославле. Эти установки уже прошли военную проверку и были рекомендованы для использования на подобные «кузнецовским» катера ВМФ РФ.

Другой позицией называют краски и лаки для крейсера. Потребность в них появилась после пожара, произошедший в ремонтных доках. Такие материалы решили закупить у норвежского производителя лакокрасочных материалов Jotun Paints, который поставит порядка пятидесяти трёх тыс литров своей продукции. Всё бы ничего, но настораживает один момент — норвежцы настояли на том, чтобы в дальнейшем авианосец «обслуживался» только лаками и красками Jotun. Автор спрашивает: «А не пробовали найти российского производителя подобной продукции, не требующий столь строгой привязки?»

В конце, эксперт пишет о наших славянских «братьев», которые уже давно считают россиян не братьями. Проблема в том, что многие комплектующие крейсера ранее производились на предприятиях, находящиеся на территории Украины. И в конструкторской документации эти комплектующие заложены как «украинские». Но представители ОСК заявили, что никаких рисков в этом нет, потому как технический задел российских аналогов уже сформирован и готов прийти «на выручку».

Вот так всё довольно просто, по словам этих представителей, обстоят дела с модернизацией «Адмирала Кузнецова». Вот только до сих пор никто так и не говорит, когда уже первый и единственный российский авианосец вновь заступит на своё боевое дежурство.

Последние статьи

Экс-глава Моссад про операцию по извлечению ядерного архива Ирана

Йоси Коэн говорит, что подготовка к операции длилась на протяжении двух лет.

Похожие статьи