Русская составляющая американского F-35B

Другие статьи

Американское издание The National Interest (TNI) на электронных страницах поведало, что из официального сотрудничества американской компании Lockheed Martin и КБ Яковлева, длившееся в промежуток с 1995 по 1997 годов, авиаконструкторы США «на память» оставили ряд технологий, которые затем успешно применили в собственных разработках.

«Даже несмотря на то, что F-35B стал мишенью для многих критиков, в истории этого истребителя пятого поколения есть одна деталь, за которую надо поблагодарить русских», – пишет автор материала Брэд Говард. Что же это за деталь такая?

Прежде надо разобраться, что представляет собой данная модификация. Об истребителе F-35 наслышаны многие. Противоречивая информация мелькает в интернете постоянно. У самолета есть свои поклонники, есть и критики. Но вот то, что F-35B признается самой удачной модификацией истребителя, подтверждается многими экспертами. Литера В в названии самолета, говорит о том, что данная машина предназначена для базирования на палубе авианосца. Его укороченный разбег и возможность вертикальной посадки могут позволить пилоту данного аппарата приземлиться на Красную площадь, а потом с нее взлететь.

F-35B - Посадка на палубу
F-35B – Посадка на палубу

Данная модификация впервые поднялась в воздух в 2011 году. Идея вертикальной посадки пришла в голову конструкторам Lockheed Martin от советского проекта Як-141. Об этом компания уже не раз заявляла. Однако американцы внесли в конструкцию ряд изменений. Советский истребитель имел три силовых установки – две подъемных и одну подъемно-маршевую. От последнего прокладывались трубопроводы с подачей воздуха к подъемным двигателям, ведущему струйному рулю и двум в законцовках крыльев. Кроме этого подъемные установки за счет отклонения вектора тяги управляли скоростными горизонтальными характеристиками при взлете и посадке. А управление тангажом обеспечивалось разной тягой подъемно-маршевого и подъемных двигателей.

Як-141
Як-141

Американские конструкторы не стали вдаваться в столь кропотливую работу и сделали только один подъемно-маршевый двигатель. С помощью этой силовой установки посадка происходит при повороте сопла вниз на девяносто градусов; включается подъемный вентилятор, находящийся за кабиной пилота и соединенный с основным двигателем; воздух производимый устройством подается в рули на крыльях. Вся эта конструкция регулируется программным оборудованием бортового компьютера.

Разница, конечно, есть, но, в общем, сама концепция схожа. Ценность F-35B представляется больше не в том, что самолет можно разместить на палубе авианосца. Большая ценность истребителя в том, что он может совершать посадку и взлет с коротких участков автомобильной трассы или заасфальтированной дороги. Достаточно иметь расчищенный участок длиною в 150 метров.

В боевых условиях организовать такую взлетно-посадочную полосу не так уж и сложно. Достаточно иметь подразделение прикрытия из представителей морской пехоты, машины с заправочной системой, боеприпасы, несколько человек техников с оборудованием, ну и сама полоса. Такой набор сможет обеспечивать два-три истребителя F-35B.

Силовая установка F-35B
Силовая установка F-35B

Такие площадки станут аэродромами «подскока» для того, чтобы не возвращаться на авиабазу для загрузки нового комплекта боеприпасов. Это можно будет сделать на подобных ВПП. Размещение подобных полос может быть в непосредственной близости с местом проведения боевых операций. Риск уничтожения самолета в данном случае, конечно, присутствует, но он окупается тем, что помощь может прийти со стороны ВВС в считанные минуты после запроса о помощи. К тому же F-35 может выполнять задачи по захвату господства в воздушном пространстве в определенном районе. А делать это время от времени удаляясь на место постоянного базирования очень сложно.

Сменить подобные взлетно-посадочные полосы можно очень быстро в случае обнаружения или какого-либо маневра. При этом сохраняется мобильность всей группы, обслуживающая ВПП.

Вот именно эту важную составляющую хотелось бы отметить у американского истребителя пятого поколения F-35B. Конечно, присутствие «русских» составляющих внушает в некоторой степени чувство патриотизма. Но вот то, что американцы смогли углядеть в разработке КБ Яковлева нечто ценное, наводит на определенные мысли. Будет не очень приятно во время возможного противостояния обнаружить на линии соприкосновения подобный подарок из нескольких F-35B постоянно стартующих с «аэродромов подскока» и безнаказанно действующих в воздушном пространстве района боевых действий. Впрочем, это уже из разряда фантастики, которая может превратиться в реальность.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи