Самая большая субмарина Второй мировой. Японская субмарина-авианосец.

Другие статьи

Идея создания подводного авианосца кажется утопической, однако, многие морские державы не только работали над их созданием, но успешно строили и даже применяли. Самыми известными и успешными являются субмарины императорской Японии – «I-400». Своё лидерство в рейтинге самых больших подводных лодок они уверенно удерживали вплоть до создания послевоенных АПЛ. Всего три судна из запланированных восемнадцати удалось построить и спустить на воду японцам до капитуляции в 1945 году.

ПЛ I-401в момент подъёма приводнившегося самолёта и его сборки
ПЛ I-401в момент подъёма приводнившегося самолёта и его сборки

История создания

В период второй мировой войны японское военное судостроение развивалось небывалыми темпами. Идея строить субмарины, способные осуществлять запуск самолётов, для японцев была не новой. Был опыт постройки таких судов, однако, авиакрыло состояло из одного самолёта, как правило лёгкого разведывательного.

Известен случай единственной бомбардировки территории США за весь период войны самолётом, запущенным с борта подводной лодки. Это был гидросамолёт-разведчик Yokosuka E14Y с двумя зажигательными бомбами весом по 76 килограммов. Очевидно, что нанести ущерб боевым соединениями такой самолёт не мог, потому пилоту была поставлена задача сбросить бомбы в лесной массив штата Орегона. Такая атака не вызвала сильного лесного пожара, как это планировалось, но паника среди американского военного руководства присутствовала небывалая. Они не могли понять, откуда в воздухе над США появился вражеский самолёт.

Самолёт Аичи М6А1 Шейран с бомбой
Самолёт Аичи М6А1 Шейран с бомбой

Известные события в Пёрх Харбор подвигли военное руководство Японии создать подводные лодки, которые могли бы доставить самолёты-бомбардировщики к берегу США. Лодки должны быть достаточно большими для того, чтобы вместить на борту не менее 3-х самолётов и иметь запас автономности, достаточный для похода к берегам Америки и обратно. В 1942-1943 годах такой проект был разработан, а к концу 1944 – началу 1945года три подводные лодки (I-400, I-401, I-402) были построены.

ПЛ I-401
ПЛ I-401

Особенности конструкции

На период создания I-400 или «Сентоку», как их ещё называли, были самыми большими: длина – 122 метра, водоизмещение – 3530 тонн. Для размещения самолётов между основным корпусом и боевой рубкой инсталлировался ангар цилиндрической формы. Длина ангара – 37,5 метра, диаметр – 3,5 метра. В таком герметичном «тубусе» размещалось 3 самолёта «Аичи М6А1 Шейран», крылья которых складывались. Эти самолёты могли нести торпеду весом до 0,8 т. или пару авиабомб общим весом до 0,5 т. Перед ангаром до носовой оконечности располагалась взлётная полоса – конструкция из направляющих и катапульты. Самолёты стартовали по полозьям на поплавках, а при возвращении садились на воду и поднимались на палубу 12-титонным подъёмным краном.

Команда из пяти механиков собирала самолёт за 6 минут, разбирала – за 2. С момента всплытия лодки до взлёта первого самолёта проходило не более 15 минут.

Экипажи I-400 и I-401 сдаются американцам
Экипажи I-400 и I-401 сдаются американцам

С целью экономии внутреннего пространства топливные ёмкости лодки и баки с самолётным топливом были вынесены наружу. Своеобразное «ноу-хау» придумали японцы для сокращения времени подготовки двигателя самолёта к взлёту – они заправляли самолёты подогретым топливом.

Кроме самолётов лодки имели собственное штатное вооружение:

– по 8 торпедных аппаратов в новой части с запасом 20 торпед (533 мм);

– пушка на корме калибром 140 мм;

– зенитные автоматические пушки трёхствольные калибром 25 мм – 3 шт.;

– зенитная автоматическая пушка одноствольная 25 мм.

Подводные авианосцы имели пассивную радиолокационную защиту – каучуковое покрытие корпуса снаружи.

Экипажи I-400 и I-401 сдаются американцам
Экипажи I-400 и I-401 сдаются американцам

В неистовом желании уничтожить США, принесли им только пользу

Субмарины типа I-400 создавались исключительно с целью нанесения ударов по американским объектам, в первую очередь с применением бактериологического оружия. В первой разрабатываемой операции под названием «Хикари» подлодки должны были пройти к атоллу Улити и нанести неожиданный бомбовый удар по американским авианосцам. Приближающееся очевидное поражение Японии вынуждало японцев идти на отчаянные шаги. Учитывая, что боезапас авиакрыла двух подводных лодок был достаточно скромным, было принято решение использовать не только бомбы, но и сами самолёты, управляемые лётчиками-камикадзе, как средства поражения. Чтобы исключить возможность возвращения самолётов к подводной лодке планировалось из запустить без поплавков. Операция была назначена на 17 августа 1945 года, но за два дня до её проведения Япония (её самая большая военная группировка) капитулировала. Капитанам подводных лодок было приказано возвращаться в порт, уничтожив документацию, самолёты и боезапас. Подводные лодки были перехвачены американскими кораблями, экипажи сдались, а субмарины сопровождены к берегам США.

Подрыв и затопление ПЛ I-400
Подрыв и затопление ПЛ I-400

Заполучив самые большие и технологичные субмарины того времени, американцы, воспользовавшись случаем, детально изучили их конструкцию, демонтировали оборудование и в 1946 году затопили. Такой шаг был обусловлен нежеланием делиться информацией о японских разработках с Советским Союзом. Вот так американцы умело обратили оружие, созданное против них, в свою пользу. Многие технологические решения «позаимствованные» у японских субмарин были использованы для создания американских послевоенных подводных судов, в том числе атомных.

ПЛ I-400 затопленная около острова Оаху на глубине 700 м (видна кормовая пушка)
ПЛ I-400 затопленная около острова Оаху на глубине 700 м (видна кормовая пушка)

Дзен

Последние статьи

Кризис на Кубе

Российские эксперты утверждают, что кризисом управляют из вне

Похожие статьи