Самая невероятная авиакатастрофа советского истребителя

Другие статьи

Случилась эта история ровно тридцать два года назад, четвёртого июля 1989го года. Рассказали её авторы тк «Угол атаки». Они пишут, что в этот день в девять часов восемнадцать минут по центрально-европейскому времени с авиационной базы военно-воздушных сил СССР в Польской Народной республике взлетел МиГ-23М, которым управлял полковник Николай Скурдин. Это был его второй полёт после несколько затянувшегося отпуска.

Однако полковник был профессионалом своего дела и быстро прошёл обязательный курс восстановления профессиональных навыков. Но когда самолёт взлетел, спустя сорок секунд после набора высоты он вдруг обнаружил, что силовая установка стала терять обороты. И вскоре после этого раздался хлопок в левом воздухозаборнике, появилось падение тяги и истребитель стал терять высоту. Произошедшее самопроизвольное выключение форсажа Скурдин принял за отказ двигателя и катапультировался, о чем предупредил командование.

Карта полёта
Карта полёта

Вскоре командующий авиацией Северной группы войск генерал Огнев доложил руководству ВВС СССР о том, что неисправный самолёт полковника упал в Балтийское море, не причинив какого-либо ущерба. Однако Огнев очень сильно ошибался. Спустя шесть секунд после катапультирования пилота, двигатель МиГа стал набирать обороты, прекратил снижение и пропал из поля зрения.

Сам полёт истребителя выполнялся в режиме автопилота. Поэтому после восстановления работы силовой установки самолёт на автомате был переведён в режим набора высоты и продолжил свой полёт в заданном направлении. Опознавательная система «свой-чужой» продолжала работать и самолёт беспрепятственно летел над территорией ПНР, а затем над территорией ГДР. Но в девять часов сорок две минуты уже беспилотный аппарат, пока ещё «бороздивший» просторы демократической Германии, засекли радары НАТО и взяли на сопровождение. В этот момент «призрак», как позже окрестили советский истребитель в западных СМИ, находился на высоте двенадцати тыс м и летел со скоростью семьсот сорок км/час. На его перехват с авиационной базы в Нидерландах поднялись два F-15, принадлежавшие военно-воздушным силам США. В десять часов пять минут американские истребители взяли советский на сопровождение.

МиГ-23М
МиГ-23М

Можно представить изумление американцев, увидев уверенно двигающийся русский истребитель без пилота в кабине и с сорванным фонарём, потому как диспетчеру на земле пришлось два раза объяснять эту картину. В ответ пришёл приказ сбивать МиГ только в самом крайнем случае. «Беспилотник» двигался над густо населёнными районами, поэтому было невозможно предугадать, куда он упадёт, в случае его ликвидации. И в сопровождении НАТОвского эскорта, советский истребитель пролетел территорию ФРГ, Нидерландов и «вторгся» в воздушное пространство Бельгии. На земле вычислили, что возможная конечная точка самолёта придётся на французский город Лилль. Американцы приготовились сбивать аппарат-призрак.

Но этого не потребовалось. У МиГа кончился запас топлива и он стал терять высоту. И здесь случился самый трагический финал этой истории. Истребитель рухнул на одну из бельгийских ферм, где в этот самый момент трудился девятнадцатилетний Вим Де Ларе. Бельгийская, а затем и европейская общественность «взорвалась», начались разбирательства. Тут же выяснилось, что проблемный двигатель проходил ремонт уже пять раз за один год. Много неприятных моментов пережил полковник Скурдин. Ещё больше генерал Огнев. В МИД СССР «сыпались» ноты протеста из Бельгии и Нидерландов.

Упавший истребитель МиГ-23М
Упавший истребитель МиГ-23М

Но в итоге всё закончилось тем, что правительство СССР выплатило родственникам погибшего семьсот тысяч долларов компенсации, и в Европе в скором времени забыли об этой невероятной катастрофе.

Последние статьи

Двигатели 15ти процентов F-35 не работают

И такая «деградация» наблюдается повсеместно

Похожие статьи