Самолет 4 десятилетия оберегавший небо над Европой – Tornado

Другие статьи

Построенный больше 40 лет назад, один из главных самолетов Британии ушел на покой. Он осуществил свой финальный полет в прошлом году. Tornado провел свою последнюю миссию в Ираке и Сирии в январе, прежде чем в феврале вернулся в Соединенное Королевство.

Война в Персидском заливе стала первой битвой, позволившей самолету Tornado ощутить вкус боя, хотя британский самолет был создан намного раньше и для совершенно других целей. Tornado был штурмовиком, призванным справляться с опасностями потенциальной встречи с самолетами Советского Союза в период Холодной войны. Tornado могли проноситься над верхушками деревьев немецких лесов на пике войны, готовые выпустить свою ярость по наземным целям Союза. Будь «Звезда Смерти» реальной, именно Tornado стал бы реальным самолетом, на котором Люк Скайуокер попытался бы с ней справиться.

Основной идеей дизайна самолета было проведение операций на небольшой высоте после ударов по СССР. Он давал уникальную возможность летать как высоко в облаках, так и ночью на высоте 76 м, при этом, не будучи замеченным вражескими войсками.

Первый совместный европейский военный проект строительства самолета, Tornado, был разработан Panavia Aircraft GmbH, компанией, основанной тремя государствами-партнерами – Германией, Британией и Италией – чтобы создать многоцелевой штурмовик, способный противостоять таким самолетам как МиГ-29. Получив прозвище «Tonka», он был разработан в 3 основных вариантах: истребитель-бомбардировшик дляглубокой воздушной поддержки, самолет для ведения разведки и радиоэлектронной борьбы и воздушное судно в варианте противовоздушной обороны.

Пилот Эдвард Смит пилотировал британский самолет McDonnell Douglas F-4M в Германии, когда его отобрали для обучения управлению Tornado в сентябре 1982 года. Это был с нетерпением ожидаемый момент, ознаменовавший новый уровень возможностей для войск НАТО. Он должен был стать революцией в возможности войск доставлять обычные и ядерные виды вооружения при любых погодных условиях, утром и вечером, причем с огромной точностью.

На ученых оказывалось огромное давление. Они должны были создать что-то по-настоящему грандиозное в случае с Tornado. Чтобы достичь этой революции в сфере самолетов, они пошли на несколько ключевых технологических трюков.

Первой бросавшейся в глаза характеристикой было строение крыла. Во многом похожий на американский F-14 TomcatTornado был тем, что называется «самолет с изменяемой геометрией крыла». Большинство самолетов, включая современных «птичек», таких как F-35, имели неподвижные крылья. Tornado же мог менять положение крыльев для лучшего обтекания потоком воздуха на крейсерской скорости.

Большие и смертельно опасные самолеты штурмовой авиации должны иметь отличный обзор поля боя, поэтому на Tornado установили доплеровскую радиолокационную станцию, которая одновременно сканировала цели и проводила полностью автоматизированное слежение за местностью на низкой высоте.

Из-за ядерной угрозы Tornado мог летать по старинке, если бы его бортовое радиоэлектронное оборудование отказало, экипаж мог использовать карты и секундомеры, а также очки ночного видения, потребуй того условия. Присутствие двух членов экипажа означало, что Tornado было бы легче управлять.

Помимо воздушных нападений самолет также был способен добывать разведывательную информацию и мог быть оснащен рядом бомб Paveway, ракетами Brimstone и Storm Shadow. Для оборонных операций на самолете также находились ракеты системы «воздух-воздух». В случае зондирования обстановки или задачи прямой авиационной поддержки самолет был бы оснащен Paveway и Brimstone в сочетании с системой прицеливания Litening III и 27-мм пушкой.

Когда вы приземляетесь в пустыне или на окраине деревни Латвии, может быть непросто найти место для постройки взлетно-посадочной полосы, и у Tornado был еще один козырь в рукаве, который помогал ему справляться с проблемой. Реверс тяги двигателей давал ему возможность посадки и отличную управляемость на малых скоростях, означая, что он мог остановиться быстрее чем за 760 м.

Tornado был создан для штурмовой атаки на низкой высоте над Европой, где экипаж находился под защитой лесов. Таких укрытий не было у 60 Tornado, используемых в войне в Персидском заливе. Регион, мягко говоря, не относится к тем, где преобладают леса. С учетом того, что их миссии включали бомбометание на взлетно-посадочные полосы с малых высот, иногда на высоте около 15 м, экипажу самолета негде было прятаться. Даже один солдат с автоматом Калашникова мог представлять опасность. Несмотря на то, что это было крайне эффективное воздушное судно, Tornado сильно пострадал по сравнению с другими самолетами из-за его уязвимости на низкой высоте.

Так как он был создан для битвы в ядерной войне с ограниченной зависимостью от электроники, Tornado во многом был «взрывом из прошлого», аналоговый самолет в эру цифровых технологий.

Tornado
Tornado

Его механическая природа и тот факт, что он редко летал без 2 внешних топливных баков, означал, что некоторым пилотам было сложнее управлять 28-тонным самолетом, чем некоторыми из его современников, например, French Mirage или F-16.

Также, несмотря на то, что Королевские ВВС использовали вариант перехватчика, созданный для патрулирования Северного моря от бомбардировщиков Советского Союза, он никогда не проектировался как истребитель и его было сложно разворачивать. Tornado не был создан как истребитель, способный на крутые повороты. Вместо этого он должен был лететь далеко и быстро на малой высоте и являться стабильной платформой для точной доставки обычной неуправляемой авиабомбы, приблизившись к цели.

Инерционные характеристики также делали судно тяжелым и неуклюжим. Хотя в умелых руках самолет европейского производства был настоящим зрелищем. Двигаясь вперед над равниной, Tornado скользил через долины и над холмами плавно и элегантно.

Как и смартфон в вашем кармане, быстрое развитие технологий может быстро превратить даже наиболее впечатляющее устройство в «старика». Но, несмотря на свои четыре десятилетия и окружение из более молодых, быстрых и маневренных моделей, серия обновлений позволила Tornado оставаться на передовых линиях в качестве грозного и ценного члена арсенала НАТО.

Модернизация GR.4 обеспечила Tornado лучшим авиационным электронным оборудованием, сделав его более подходящим новой роли в качестве транспортировщика управляемых снарядов.

Tornado оставался главным быстрым самолетом ВВС Британии больше трети своей службы и отлично зарекомендовал себя в каждом крупном конфликте со времени своего «появления на свет»: от Ирака, Косово и Ливии до операций в Сирии. Было построено больше 1000 самолетов и они продолжат летать для других ВВС, включая Германию и Саудовскую Аравию, так как в Великобритании Tornado официально «ушел на пенсию», а его роли будут разделены между новыми Typhoon и Lightning. В течение следующих 10 лет Typhoon будет существенно обновлен благодаря инвестициям на 2 млрд фунтов, и в частности он возьмет на себя функции Tornado.

Многие самолеты приобрели известность за 100-летнюю историю ВВС Великобритании благодаря их выдающемуся революционному дизайну, вкладу в войну или просто благодаря любви тех, кто был с ними знаком. И Tornado, наверное, лучше всего подходит всем перечисленным категориям.

Министр обороны отдал должное Tornado, когда заявил, что 9 британских истребителей F-35 Lightning готовы поступить на службу. Гэвин Уильямсон так сказал о Tornado: «Это потрясающее судно, которое вдохновило многих людей. Я помню, как ребенком видел его полет в небе над парком Вейл оф Пиккеринг. Это было невероятное судно, но судно, сослужившее огромную службу нашей родине».

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи