Сможет ли Китай «существовать» с истребителями собственного производства?

Другие статьи

Американский военный обозреватель Роберт Фарли попытался разобраться в вопросе прогресса китайской военной промышленности. Американец указывает, что военно-промышленная база Китая известна своей печальной тенденцией «заимствовать» зарубежные разработки, особенно в аэрокосмической отрасли. Почти весь парк современных истребителей Поднебесной либо заимствован, либо напрямую скопирован с иностранных моделей.

По мнению Фарли, китайский истребитель J-10 разработан на основе израильского IAI Lavi и американского F-16 от компании General Dynamics. J -11 является клоном российского Су-27. JF -17 является копией советского МиГ-21. J -20 имеет поразительное сходство с F -22, и наконец, широко распространено мнение, что J-31 в значительной степени опирается на технологии, позаимствованные у F-35 Joint Strike Fighter.

Истребитель J-20
Истребитель J-20

Конечно, такие «заимствования» экономят время и деньги Китайской Народной республики на исследования и разработки, позволяя модернизировать НОАК за небольшую часть стоимости своих конкурентов. Однако это приводит к тому, что у китайских конечных военных «продуктов» нет данных научного тестирования. Эта проблема наглядно проявилась в производстве китайского реактивного двигателя, который Пекин собирается устанавливать на собственные самолеты.

Проблема технологического несоответствия по своей сути заключается в том, что у «вора» нет своих коммерческих и научных секретов, а также персонала, связанного с разработкой на стадии проектирования с нуля и сборкой различных систем. Такое копирование приводит к тому, что попытка создания того же двигателя может стать более дорогостоящей процедурой при более длительных сроках. Если вдруг возникает какая-либо проблема во время сборки, к ней подключаются те «умы», которые проектировали данную систему. Это при варианте собственных разработок. В варианте, связанном с «заимствованием», вор, в случае возникновения проблемы, либо пытается подключить имеющиеся в его распоряжении «светлые умы» и решать сообща проблему, либо создает производство с нуля. В любом случае на это тратится дополнительные финансы и время. Но это в лучшем случае.

Истребитель JF-17
Истребитель JF-17

В худшем – может привести к появлению некачественных компонентов, которые снизят возможности и надежность конечного «продукта». Попытки Китая перепроектировать некоторые российские реактивные двигатели в 90-х и 2000-х годах неизменно приводили к созданию силовых установок с чрезвычайно коротким сроком службы и без мощности российских аналогов. Даже сегодня реактивные двигатели остаются препятствием для модернизации истребителей НОАК, поскольку их самолеты раннего поколения не обладают достаточной мощностью. Усугубляется же проблема тем, что Россия не собирается давать Китаю более мощные движки, нежели АЛ-31, устанавливаемы на Су-27.

Конечно, самый очевидный вариант – просто взять и построить собственный авиационный двигатель. В 2016 году пятилетний план национального развития стратегических отраслей Китая предусматривал важность улучшения характеристик отечественных силовых установок и дальнейшее развитие аэрокосмической отрасли. Даже был кое-какой успех, поскольку истребитель J-20 оснастили модернизированным двигателем WS-10. Предполагается, что данные силовые установки сделали малозаметными и гораздо мощнее, чем российский АЛ-31. Впрочем, из-за недостатка информации по двигателям трудно говорить об их истинном качестве.

Ранние модели WS-10 оказались значительно хуже силовых систем из России. Поэтому нельзя торопиться с выводами, на слово доверяя китайским авиастроителям.

Решить проблему «заимствований» могли бы частные промышленные компании, которые смогли бы преодолеть «узкие места» в вопросах технологий. Но беда в том, что в Китае больше ориентируются на государственных авиапроизводителей, находящиеся сегодня на подъеме и в политической сфере. Многие руководители таких предприятий получили должности губернаторов. Но если в дело вступят частники, такие как CASTC, и добьются успеха, то для «государственников» это будет означать излишнюю конкуренцию, а для властей появление ненужной оппозиции. Именно поэтому, в военно-промышленный комплекс Поднебесной частным компаниям путь заказан.

Есть простой, но действенный способ – закупить иностранные истребители с усовершенствованными двигателями, как это было в случае с Су-35. Его силовая установка АЛ-41Ф1С представляет качественный скачок по сравнению с АЛ-31. Китай давно проявлял интерес к агрегату как к отдельному «продукту». Но Россия потребовала от Пекина купить самолеты. Такие меры, якобы, смогут защитить интеллектуальную собственность российских изобретателей. Конечно, зная репутацию китайских инженеров, попытки копирования непременно последуют. Но как отмечает Москва, сделать это будет несколько сложно. Добраться до «сердца» истребителя, не сломав его при этом, практически невозможно.

Су-35 ВВС НОАК
Су-35 ВВС НОАК

Более того, предыдущие трудности с WS-10, несмотря на свободный доступ к АЛ-31, показывают, что подобный доступ не означает возможность производить двигатели аналогичного качества. Ну и если русские правы, в невозможности доступа к мотору без поломки истребителя, попытки взлома могут лишить ВВС НОАК ценных машин. Этим действиями китайцы просто убьют «курицу, несущая золотые яйца». Впрочем, нынешние отношения Пекина и Москвы говорят о том, что союзники все же смогут договориться между собой по поводу модернизированного двигателя. На данный момент Россия более нуждается в китайцах, чем наоборот. Отказ от предоставления технологий может подорвать позитивные отношения, в которые Москва вложила значительный дипломатический капитал.

Несмотря на эти огромные препятствия, китайский прогресс в области военной авиации продолжается быстрыми темпами. И очень маловероятно, что Китай останется позади в технологиях двигателестроения. На данный момент КНР должна сделать трудный выбор между простым «копированием» и собственными разработками. И если Пекин хочет усовершенствовать конструкцию и характеристики собственных истребителей, и таким образом, максимизировать эффективность своего воздушного вооружения, то Поднебесная определенно пойдет по второму пути.

Последние статьи

Биопрограмма против РФ

Российский Совбез предупреждает об активизации американских исследований в военных биолабораториях.

Похожие статьи