Снабжение часть 1. Как дошли до жизни, когда без нормальных поставок, армия превращается в бесполезную толпу с палками.

Другие статьи

Война войной, а обед по расписанию.

-Кто самый главный в воинской части?

– Повар

Распаковка боеприпасов
Распаковка боеприпасов

Танки, беспилотники, самолеты, горы техники и оружия – бесполезный хлам, когда для них нет топлива, смазочных материалов, запчастей, патронов, снарядов и так далее.

Обученные и мотивированные солдаты не смогут выполнить задачу, без достаточного материального и пищевого обеспечения.

Про эту “мелочь” часто забывают сказать по телевизору и в пропагандистской литературе, но успех операции зависит от снабжения даже больше, чем от морали, подготовки, и тем более от тактико – технических характеристик техники.

А ведь, заголовок статьи написан не просто так, оставшись без снабжения, армия теряет технику, а стрелковое оружие можно использовать максимум, как дубину, или копье со штыком.

Поразительно, но факт в том, что так было всю историю, только выражалось сие по – разному и организовывалось на разном уровне.

Римская армия стала такой эффективной во многом благодаря тому, как качественно было организовано питание и оснащение легионов, опережая своих главных противников. Ни одно государство тех лет так плотно не занималось снабжением и питанием солдат.

На железной дороге
На железной дороге

Уровень этой отрасли Римской армии будет превзойден только к 18-20 веку в Европе + США, с появлением унификации и единой логистической системы, полностью завершившей переход с развитием транспорта на двигателе внутреннего сгорания и железных дорог.

Как же организовывалось снабжение армий до появления единых логистических сетей?

Можно вспомнить отряды диких племен, до появления цивилизации, у которых снабжения не было как такового. Взял с собой, копье, лук, нож, или его аналог + точило, (или что то, чем можно заменить) пару кусков сушеного мяса и потопал в сторону врага.

Даже после появления государств и цивилизации в узком понимании, войска питались подножным кормом, порой, буквально. Солдаты ели то, что добыли разными способами ( не всегда это была покупка, особенно если действия шли на территории врага) у населения. Поставки из центра тоже присутствовали, но весьма редко. Очевидно, что почти всегда присутствовал некий индивидуальный рацион питания, этакий сухпаек, но питаться им регулярно было невозможно как по причине его низких вкусовых и питательных качеств ( за редкими исключениями, конечно), так и ограниченности запасов. Обслуживание оружия не требовало регулярных трудоемких поставок чего либо и почти не учитывалось. Если что то было нужно, то мастерилось на месте, или могло потерпеть до ближайшего населенного пункта, где все вопросы оперативно решались.

До появления пороха такая система прекрасно работала. Армии было не нужно ничего, кроме еды, одежды, медицины и поддержания оружия в боеспособном состоянии, что не составляло особого труда. Порой, многое можно было сделать на месте. То, что было нельзя, весило не так много и вполне возилось с собой.

Военный караван
Военный караван

С появлением пороха, ситуация стала постепенно усложняться. Теперь, были нужны поставки боеприпасов. С каждой вехой улучшения качеств вооружений, особенно скорострельности, носить с собой необходимый запас патронов становилось все сложнее, и сложнее, пока не стало вовсе невозможным в районе 19 века, когда был изобретен более эффективный бездымный порох и казнозарядное оружие.

Напомним, лошадей тоже нужно кормить, и едят они больше людей по понятным причинам. Зачастую, снабдить их фуражом даже сложнее, чем людей едой. Если до этого момента, можно было плюс – минус обойтись сбором (или покупкой) у местного населения, то сейчас вопрос стал крайне остро, ибо для перевозки боеприпасов для скорострельного оружия требовалось все больше и больше гужевого транспорта.

В итоге замкнутый круг, чем больше нужно лошадей, тем больше нужно лошадей.

Вот тут и произошла революция. К началу 20 века, скорострельность, а значит и расход боеприпасов, выросли настолько, что возить их собой, стало полностью не реальной задачей. Артиллерийская батарея из 8-12 орудий за день активных боев вполне могла расстрелять пару десятков вагонов снарядов и больше. Могла то могла, вот только не всегда имела такие возможности. Это активнее всего проявится во времена Первой Мировой, когда будет стоять острый недостаток в снарядах вплоть до середины конфликта и перехода в позиционную стадию.

Снабжение флота идет немного отдельно. До появления систем консервации продуктов, цинга тупо не давала регулярно уходить далеко от берега. С появлением, вопросы отпали сами собой. Зашел в порт, пополнился, пошел дальше.

Ситуация опять же, усложнилась, когда появилась необходимость тратить значительное количества боеприпасов и топлива.

Снабжение часть 1. Как дошли до жизни, когда без нормальных поставок, армия превращается в бесполезную толпу с палками.

К 21 веку отдельные образцы судов с помощью атомных установок смогли сделать автономными до такой степени, что можно не заходить в порт по пол года, без ущерба для экипажа и боеспособности, а порой и дольше, если использовать суда снабжения.

Основа логистики флота, как бы это не звучало, находится на суше. Именно порт и склады на нем, ключевая точка в организации поставок на суда.

Как итог, к современности имеем ситуацию, когда воевать без организованного снабжения невозможно.

Автор материала: Владимир Владимиров.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи