Советская торпеда «Шквал» – самая быстрая и до настоящего времени не имеет конкурентов

Другие статьи

Общий вид ракеты-торпеды М-5
Общий вид ракеты-торпеды М-5

«Шквал» – это, собственно, название комплекса с шифром ВА-111, вооруженного торпедой М-5. Если быть более точным, то снаряд называют – «ракета-торпеда», т.к. он имеет двигатель на реактивной тяге, что вовсе не свойственно для торпед. Очень интересный и перспективный вид вооружения, учитывая, даже, его возраст – на боевом дежурстве торпеда находится с 1977 года. Именно с того времени подводная ракета с маркировкой М-5 является самой быстрой в мире. Есть информация о подобных разработках в Германии (торпеда Barracuda)и непроверенная в Иране, но доказательства превосходства не предъявлены. Рассмотрим внимательно это уникальное оружие.

Принципиальная схема устройства М-5
Принципиальная схема устройства М-5

История создания

Торпеда с ракетным двигателем обязана своим появлением талантливому гидротехнику – Георгию Владимировичу Логвиновичу (академик АН УССР). Именно он предложил использовать для создания реактивной тяги под водой сухие вещества, которые в контакте с этой водой воспламеняются. Такой двигатель называют прямоточным гидрореактивным. Если внимательно рассмотреть головную часть торпеды, то в центре оголовка можно заметить отверстие. Именно через него забортная вода попадает по каналу в камеру сгорания двигателя, там смешивается с сухим топливом, воспламеняется и с огромным давлением вырывается через сопло, заставляя торпеду двигаться.

В справочной литературе по комплексу «Шквал» указано, что скорость перемещения ракеты-торпеды под водой – 300 км/ч. Однако в зависимости от плотности и состава воды она может развить скорость до 375 км/ч. Диаметр корпуса – 533,4 мм, в длину торпеда – 8 метров, вес – 2,7 тонны. Изначально торпеда предназначалась для доставки к подводным и надводным объектам противника ядерной боеголовки весом до 150 кг, но в последствии появился экспортный вариант торпеды с обычным зарядом массой 210 кг. В 1992 году, в испытательных целях, в войска поступил вариант «Шквал-Э» (без ядерной боевой части).

Кавитатор Шквала в носовой части
Кавитатор Шквала в носовой части

Особенности использования

«Шквал» – установка уникальная с рекордными цифрами в скорости, но особенность конструкции и скорость перемещения представляют для подводной лодки, на которой он установлен, большую угрозу. Торпеда не имеет системы целенаведения, т.е. двигается по прямой, а в движении создаёт невероятную вибрацию, шум, видимый шлейф. Учитывая, что максимальная дальность использования торпеды ограничена 13-ю километрами, подводная лодка, с которой было запущено устройство, неминуемо обнаруживает себя. Есть ещё один неприятный момент – это глубина использования М-5. Она «работает» не глубже 30 метров. Таким образом, нажимая кнопку «Пуск», командир должен быть уверен, что ответный удар уже не последует. В случае применения таких торпед на стационарных установках береговой охраны, негативные качества нивелированы. Наоборот, эффектное приближение подводной ракеты способно повергнуть в шок врага, а скорость движения не даёт шансов её перехватить и уничтожить.

Хвостовая часть торпеды
Хвостовая часть торпеды

Будущее «Шквала»

Более 40-лет на вооружении ВМФ(сперва СССР, а затем и России) состоит комплекс ВА-111. В конструкторских бюро сегодня разрабатываются новейшие системы вооружения, в том числе уникальные подводные беспилотные комплексы. Несмотря на значительный прогресс, от «Шквала» никто отказываться не собирается, наоборот, государственная программа предусматривает средства для модернизации установки. Руководит изыскательскими работами талантливый «торпедный» конструктор Шамиль Гимбатович Алиев. Перед разработчиками стоит задача «научить» М-5 поражать цели на глубине до 100 метров, увеличить вес заряда до 350 килограммов, при этом не только не потерять скоростные характеристики, но ещё улучшить их.

Читайте нас на Яндекс Дзен.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи