Су-25 и А-10 – сравнение

Другие статьи

ВВС Болгарии сравнили возможности российского и американского штурмовика, на которых обучаются болгарские пилоты.

15 октября на одном из болгарских военных порталов появился снимок, где запечатлен полет российского Су-25 «Грач» совместно с американским А-10 Thunderbolt или попросту «Бородавочник». Как поясняет автор фотоматериала, на снимке происходит учебный полет пилотов болгарских ВВС в небе над базой «Граф Игнатиево».

Наличие двух противопоставляемых друг другу транспортных средств объясняется очень просто. «Грач» является наследием ВВС Болгарии с того времени, как страна была членом Варшавского договора. Самолет советского производства был обязательным элементом во всех вооруженных силах стран социалистического блока.

А-10 появился у болгарских пилотов совсем недавно – в 2017 году и стал одним из самолетов, направленных на смену устаревшим образцам авиатехники. По сути, в небе над Болгарией состоялась встреча двух ровесников, у которых даже предназначение было одинаковое. Впрочем, болгары не особо спешат расстаться с советскими Су-25, утверждая, что «Грачи» способны научить пилота тому, чему не научит «Бородавочник».

А-10 «Thunderbolt»
А-10 «Thunderbolt»

Разработка А-10 началась в 1970 году. Су-25 появился на чертежах ОКБ Сухого в 1968 году. Именно в этот период СССР и США озаботились новой машиной, способной поддерживать с воздуха сухопутные войска и уничтожать танки и мотопехоту.

Thunderbolt был принят на вооружение в 1976 году. «Грач» прилетел в войска в 1981 году, как раз к началу войны в Афганистане, где он и обкатывался.

А-10, так же как и Су-25, применялся во многих горячих точках того времени. Поэтому модернизация штурмовиков была примерно схожей. Оба самолета имели титановую броню, защищавшая пилота, систему управления, топливные баки. Толщина советской брони составляла от десяти до двадцати четырех мм, у американцев она была в пределах от тринадцати до тридцати восьми мм.

В Су-25 летчик был полностью защищен от попадания из стрелкового оружия калибром 12,7 мм, а с опасных направлений – от калибра 30 мм. Thunderbolt ориентировался на советские зенитки калибром 23 мм, попадание которых происходили снизу. Именно там усилили броню «Бородавочника». Кроме того, ему, в отличие от Су-25 установили два двигателя, каждый из которых способен продолжать полет в случае отказа одного из них. Плюс двухкилевой хвост по замыслу американских конструкторов делал живучесть А-10 еще выше на несколько уровней. Впрочем, живучесть «Грача» нисколько не хуже американского «коллеги», что было не раз доказано и в Афгане, и в Чечне.

Су-25 «Грач»
Су-25 «Грач»

А вот по скоростным характеристикам советский аппарат превосходит А-10. «Грач» может разгоняться до 950 км/ч при крейсерской скорости 750 км/ч. Thunderbolt летит при 560 км/ч, разгоняясь до максимума в 720 км/ч. Однако последний имеет радиус полетов на уровне 4 тыс. км, против 1850 км у Су-25. Да и забраться для американца на высоту 13 км не составит труда, в то время как «противник» останется на высоте 7 км.

Главное отличие советской машины в том, что она может взлетать и приземляться с грунтовых покрытий. А американцу нужны пусть и не идеальные, но все же твердые покрытия дороги.

Но как утверждают болгарские пилоты возможности «Грача» в плане пилотажа намного выше, чем у А-10. «Грач» более маневренный штурмовик. Су-25 впишется в любой рельеф, в то время как Thunderbolt будет следовать более прямым курсом. Именно на нем болгарские летчики начинают знакомиться с азами высшего пилотажа.

Дзен

Последние статьи

Биопрограмма против РФ

Российский Совбез предупреждает об активизации американских исследований в военных биолабораториях.

Похожие статьи