Су-25 по стандартам НАТО?

Другие статьи

Военный эксперт Виктор Сокирко рассказывает, что болгарские военно-воздушные силы пятнадцатого февраля получили назад свои штурмовые самолеты Су-25. Машины в количестве восьми штук проходили ремонтно-востановительно-модернизационные работы на пятьсот пятьдесят восьмом заводе по ремонту авиационной техники в белорусском городе Барановичи.

Спустя неделю проверить качество проделанных работ в расположение летного подразделения прибыл министр обороны Болгарии Красимир Каракачанов. Господин Каракачанов, для полной уверенности в проведенном ремонте, разместился в кабине в качестве штурмана и поднялся в воздух. Чем он там занимался, в сообщении пресс-службы болгарского военного ведомства не говорится, но на земле министр сказал, что теперь Су-25ый «полностью соответствуют стандартам НАТО». Но учитывая, что военный болгарский чиновник не проходил службу не только в ВВС, но и в армии, как он определил эти стандарты в самолете советских конструкторов не вполне понятно. Некоторые эксперты предположили, что в штурмовике, после модернизации, все надписи теперь на родном языке. Может это и есть те самые стандарты?

Су-25 ВВС Болгарии
Су-25 ВВС Болгарии

Однако если говорить серьезно, господину Каракчанову было вовсе не до смеха. У себя на родине военный министр уже на протяжении нескольких лет подвергается критике за то, что вкладывает огромные денежные средства в поддержку техники советского образца. Вот и контракт с белорусскими авиамастерами обошелся госбюджету Болгарии почти в пятьдесят млн долларов. Что еще после этого мог сказать министр обороны, как не про стандарты. К тому же Каракчанов попытался убедить своих недругов в том, что в стране нет советской техники. «Раз за нее платят граждане Болгарии, то она является болгарской», – сообщил министр.

А вот не вкладывать в устаревшую военную технику Карачанову нельзя. Из всего авиапарка в ВВС в живых остались только эти восемь штурмовиков. Имевшиеся когда-то МиГ-21 уже давно признаны негодными для полетов, и отправлены за символическую сумму румынам. Еще есть несколько МиГ-29, но состояние их таково, что болгарские летчики не хотят летать на МиГах, опасаясь за собственную жизнь.
Конечно, болгары пытались добиться от Москвы контракта на модернизацию МиГов. Но все договоренности были сорваны фразой «довести машины под стандарты НАТО». Это хорошо, что отыскались белорусы, способные восстановить хотя бы Су-25. Еще американцы пообещали «подбросить» несколько действующих F-16. Вот они точно будут соответствовать всем стандартам.

Об этом было объявлено в декабре 2020го г. в посольстве США в Болгарии. Пара «шестнадцатых» прилетят в страну по программе «Передача излишков военной продукции партнерам». То есть самолеты будут переданы на безвозмездной основе. Но подобные «махинации» не совсем являются безвозмездными. Получение двух «бесплатных» истребителей стало возможным только после того, как болгары купили у американцев F-16 более «свежего» варианта. Восемь единиц F-16 Blo c k 70 будут куплены у компании Lockheed Martin до 2024го г. Болгары уже сделали предоплату в размере 1,2 млрд долларов и ждут, что в 2023ем г. они получат первые шесть истребителей. А пока болгары за свои деньги должны построить всю необходимую инфраструктуру для «принятия американцев», обучить пилотов и техперсонал.

F-16 block 70
F-16 block 70

Контролировать воздушное пространство Болгарии до момента «прилета» F -16 поручено «соответствующим стандартам НАТО» штурмовикам Су-25. Возникает вопрос, каким же образом белорусские мастера смогли «переоборудовать» советский самолет под все необходимые стандарты?

На данный вопрос ответил консультант по военной документации НАТО Александр Зимовский. Он говорит, что авиазавод в Барановичах, за счет совей специализации (ремонт советской военной техники) устоял в тяжелые постперестроечные суровые времена. А теперь, все кто имеет на своем вооружении технику, созданную в СССР, стали клиентами этого завода. И это не только бывшие соцстраны, география клиентов распространяется на весь мир.

Что касается модернизации болгарских штурмовиков, то всему этому сопутствовала политическая разборка в самой Софии. Болгары хотели обновить самолеты, коих всего-то имелось на счету восемь штук, но местные политики, отвечающие за продвижение интересов НАТО в Болгарии, препятствовали этому, выражая недовольство использованием техники «потенциального врага». К тому же подобные работы должны были пройти в стране, где у власти находится «диктатор». Но спустя время Брюссель свое добро дал, при условии, что штурмовики переделают под уже известные стандарты. И тут надо сказать, что болгарам сильно повезло, потому, как белорусы успели завершить все работы до того, как на Минск был «наложен» основной пакет всех санкций от Соединенных Штатов и Европейского Союза.

В штурмовиках был проведен практически капитальный ремонт. Работа силовых установок увеличена на пятьсот часов. Ресурс фюзеляжной части увеличен на восемьсот часов. В штурмовики установили систему радиоэлектронной борьбы Сателлит-М2 от белорусских производителей. А также была немного переделана навигация и прицельный комплекс самолета.

А что касается «стандартов», то, по словам эксперта, это некий заезженный штамп, наподобие «евроремонт» или «иномарка». На самом деле в НАТО существуют только регламентации под общим названием STANAG. Эти регламентации устанавливают единые стандарты названий, начиная от различных систем вооружения, до гендерного обозначения. На практике, если где-то в армиях бывших соцстран говорят что перешли «на стандарт НАТО», это значит, что например, на противогазных подсумках советская бирка со словом «противогаз» была удалена, а вместо нее пришита бирка с английским словом «противогаз». Все то же самое относится и к подгонке штурмовиков советского производства.

Поэтому, факт присутствия болгарского министра обороны был необходим на проверке модернизированных Су-25. В принципе, он мог даже не залазить в самолет, а просто подойти к одному из штурмовиков и сказать: «Да, это стандарт НАТО». И все.

В общем как в анекдоте:

-Кто говорит?

– Соседи.

-Ну и ты говори.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи